Большинство финов довольно неплохо владеют английским языком - об этом я могу судить хотя-бы по тому факту, что они довольно свободно (без неловких пауз, переспрашиваний, уточнений и т.п. моментов, характерных для плохого владения языком) общаются с носителями английского. Это справедливо и для 14-летних школьников и для 80-летних старушек и для 30-летних маргиналов бомжеватого вида, кучкующихся с пивом около магазинов.
Бывать на занятиях английским в финской школе мне не приходилось, но предположение о методике занятий было именно такое:
Источник:http://mel.fm/2015/10/08/finlandфинская методика использует принцип познания родного языка младенцами. Ведь никому из родителей не приходит в голову учить новорожденного буквам или грамматике. Ребенок просто погружается в разговорную среду и в течение приблизительно двух лет осваивает устную речь. Примерно так же поступают и финские учителя, создавая прикладной контекст, который в ненавязчивой форме дает необходимые навыки. Кроме того, свою лепту в поразительное финское многоязычие вносит телевидение. Все программы и фильмы, как правило, не дублируются, а идут на языках оригинала.
Да, на эммигрантских курсах вроде как и присутствует контекстуальный компонент, однако в совершенно смешном количестве. Два дня по полчаса-часу посмотреть-послушать 3-5-минутные видео-ролики на тему "в магазине", или 45-минутный фильм, представляющий из себя компиляцию подобных тематических роликов с одними актерами (который учитель еще каждые полминуты останавливает и начинает комментировать грамматику текста в субтитрах) - это, мягко говоря, не то : )
Те курсы языка для эммигрантов, про которые писал выше - уже окончил и сейчас занимаюсь на вторых, ничем по существу методики не отличающихся от прежних. Унылая долбежка грамматическими и тематическими ("мы болеем", "случился пожар-наводнение", "выборы", "в магазине", и т.п.) упражнениями, перемешанная с неуместными и диковатыми уроками "гигиенты", "правильного питания", "компьютерной "граммотности"" и т.п.
То, что подобные курсы не призваны помочь освоить язык - понятно стало уже давно, еще с началом первых занятий. Однако в настоящий момент для меня является некоторой загадкой - что все-таки твориться в голове у учителей? Они действительно верят в эффективность такой методы, или просто издеваются, сами все прекрасно осознавая...Посмотрим, может дальше я получу ответы на такие вопросы...