Так сказать, вдохновленный словами предыдущего оратора, тоже захотел что-нибудь написать.
В ныне уже далеком 2009-ом, меня внезапно приплющило научиться читать на английском. После недолгих поисков наткнулся на книгу Н.Ф. и подумал: "Ну ладно, заодно еще и говорить научусь." Поскольку, так сказать, умом и сообразительностью я не отличаюсь, решил это компенсировать тупо количеством и упорством. Что и сделал. Наушники снимал только для сна и душа.
Помнится, как-то на похоронах, опускал гроб в могилу под 'What an... interesting haircut'. Наушники тогда спрятал под шапку, дабы не задевать чувства близких покойного. Это я к тому, что слушать можно всегда, когда только это физически возможно.
Скоро аудирование стало у меня самым развитым навыком. Носители языка это заметили. Стали присылать мне ссылки на шумные видео, где они не могут что-то расслышать. Если я расслышать не мог, считалось, что это расслышать невозможно. Я, в то время, этим гордился и был очень собой доволен.
Году в 14-15-ом, то есть, лет через пять-шесть после начала освоения языка, обратились ко мне знакомые с просьбой. Мальчик их послал учительницу английского и выбросил учебник. Их, разумеется, вызвали в школу и было неприятно. Конфликт между мальчиком и учительницей решаться никак не хотел.
Попросили, чтобы я позанимался с ним английским. Я, помню, тогда сказал: "Да вы совсем что ли? Я ни правил не знаю, ни времен, ни всей вот этой ботвы, которую они в школе проходят. Как я буду с ребенком заниматься? Я не умею и своих у меня нет, я без понятия, как это делается и как вообще с детьми разговаривать." Они мне сказали, что это все не важно. Важно что меня, в отличие от учительницы, он послать не сможет. Я для него, почему-то, авторитет. Вы, говорят, просто потусуйтесь с ним на тему английского, пару-тройку раз в неделю. Это на него повлияет. Последним аргументом у них было, что они все равно уже ничего другого придумать не могут, хуже не будет уже в любом случае. Ну, я согласился. Раз хуже не будет и так просят, то чего уж там, попробую.
Расспросил мальчика, что у них там как в школе, ознакомился с учебником и тетрадкой... Бунтовал вместе с ним целую неделю. Ибо, то, что я увидел, это просто тихий ужас. Ну не знал я до этого, что существует целое министерство, основная задача которого - не давать детям учиться. Сразу вспомнился Ричард Фейнман, который пытался когда-то в министерстве образования США (или как там оно у них называется) поработать, но убежал оттуда в ужасе, быстро поняв, что человеку, которому на детей не наплевать, там не место.
Бунтовал, значит, да. Через неделю позвонила мама мальчика. Сказала, что звонили из школы, передавали привет Сергею Ивановичу. Я спросил, в каком смысле и, тут же сообразив, начал было извиняться, но она меня остановила: "Да нормально все, даже смешно. Урок отсидел, никого не послал, ничего не выбросил, уже хорошо." Поскольку первую неделю мы с ним вдвоем, так сказать, бунтовали, то я ему предложил: "А давай, я домашнюю работу за тебя буду делать, но я не буду ее делать так, как ее мог бы сделать ты. Я буду отвечать на все вопросы так, как на них ответил бы я, а ты будешь просто записывать, чтобы твоей рукой было." И ему, разумеется, эта идея понравилась, ибо мальчик не без чувства юмора.
В ответах моих, которые он тщательно записывал под диктовку, сарказма было ровно столько, сколько можно было впихнуть. Больше просто уже не влезет. В первый раз учительница промолчала. Только приподняла бровь и, какое-то время, пристально смотрела на мальчика. В следующий раз она уже не выдержала и поинтересовалась: "Ты сам домашнюю работу делал?" Мальчик встал и громко, на весь класс, очень гордо выдал такой развернутый ответ: "Нет. Я делал домашнюю работу с репетитором Сергеем Ивановичем!"
Так я узнал, что я репетитор. Ну да, родители мальчика давали мне какую-то денежку. Я, однако, считал, что это просто небольшая компенсация за то, что я три раза в неделю к ним мотаюсь и по пол дня там провожу, не более того. Были правда знакомые, которые говорили, что я очень много беру, но это были знакомые из других краев, которые просто не знают, сколько стоит жизнь в моих краях, поэтому им казалось, что много. В общем, я себя репетитором не считал.
Потом, однако, у меня появился еще один мальчик, и потом еще девочка. И если сначала это были дети знакомых, то потом уже пошли дети знакомых моих знакомых, а потом уже и со взрослыми стал заниматься. И это стало вытеснять все остальные дела и, соответственно, остальные источники дохода.
Когда случился уханьский вирус, пришлось все это дело перевести в онлайн. Помню, я тогда подумал, что теперь у меня появится время на другие дела, но не тут-то было. Оказалось, что вместо этого появилось просто больше занятий языком.
Где-то между предыдущими абзацами, у меня еще появился опыт работы с людьми, которые не говорят по-русски. То есть, я стал помогать с английским некоторым китайцам. Как нетрудно догадаться, это потянуло за собой китайцев, которых интересует уже не английский, но русский.
Русский как иностранный, это вообще отдельная песня. Помогать людям учиться тому, чему вы сами не столь давно учились, это одно. А вот помогать им учиться тому, чему вы сами никогда не учились... Я за одно занятие стал узнавать о своем собственном языке больше, чем за год говорения не нем. Я не имею в виду всякую ботву, которую в школе учат, вроде всяких там причастий, обстоятельств того и сего и т.п. Это все я как не знал никогда, так и продолжаю не знать. Но... ну, я как бы начинаю что ли видеть, наверное, из каких он кубиков и как сложен. Как-то так кривенько получилось, но, может быть, вы все-таки поняли.
В общем, занятия языками с разными людьми вытеснили все, что только можно было. Теперь получается, что я как будто репетитор. Мне очень не нравится считать себя репетитором. Не, не знаю почему. Возможно, потому, что это очень, скажем так, непрестижненько. Может быть, еще почему-то. Тем не менее, я позволил этим занятиям занять главное место в моей жизни, потому что...
Знаете, однажды меня один мальчик спросил: "Сергей Иванович, а вы можете у нас в школе быть учителем? Не хотите, может быть, к нам в школу?" Запинаясь так и стесняясь спросил, как будто предложение делал девушке. Я говорю: "Извини, я не могу." И он с таким сожалением вздохнул, и у него лицо такое грустное стало, что у меня аж сердце кольнуло. Я говорю: "Мы после уроков с тобой заниматься можем, не переживай." А он говорит: "Да, конечно,.. но почему у нас нет таких учителей как вы?"
Никогда не знал, что признание, от таких вот маленьких людей, это то, чего я всю жизнь хотел. Я раньше думал, что лучшее чувство, это когда женщина утром смотрит на вас восхищенным взглядом и вся такая задумчивая. А нет, оказалось, это когда маленький человек считает вас лучшим учителем. Когда вы в свой день рождения снимаете трубку, а там бабушка (бабушка!) кого-то из детей: "Сергей Иванович, я вас так уважаю, спасибо вам огромное от всего сердца! Долгих лет!" Никогда в жизни не чувствовал себя настолько нужным.
Никогда не разбирался в языках и педагогике, продолжаю в них совершенно не разбираться. Никогда бы не подумал, где я себя, в конце концов, найду. Но, елки-палки, похоже, что нашел. Теперь уже не могу представить, как бы я мог заниматься чем-то другим. А чем я только в жизни не занимался. На стройке проводку делал, в пекарне хлеб выпекал, в офисе сидел продажи повышал, оптовыми закупками для торговой сети занимался, свой магазинчик был, в ВЦ НИИ за компом сидел (не могу сказать, что делал), сторожем был, охранником, телохранителем, дворником, копал землю лопатой от рассвета до заката года три, в ГНПП работал (само собой не могу сказать, что делал). Когда совсем молодой был, ну это в 90-ые, немножко еще дрался за деньги. Ну, как я теперь понимаю, это, наверное, не очень законно было, но чего уж теперь-то. А, еще прорабом был. Да всего и не упомнить.
Нигде, однако, не было этих маленьких людей, которые прямо совсем как люди обычные, только еще лгать так не научились. Вот у меня вчера закончились занятия, следующее только сегодня в два, но я уже знаю, что все утро буду маяться, потому что я уже скучаю по ним. Думал, что это у меня пройдет, но вот уже лет пять-семь (считать разучился) не проходит.
В общем, когда-то, лет 12 назад, я нашел этот форум, потому что хотел сказать Николаю Федоровичу спасибо за английский. Сегодня я хочу сказать спасибо за то, что нашел свое призвание. Может быть, это слишком громкие слова, но я не знаю, как это по-другому назвать.
https://disk.yandex.ru/i/V5R54IsBPuDoQQ