Школьная правда. О наших детях, о нас и об учителях.

Модератор: Андрей Ноздреватых

Правила форума
Форум создан для Родительской группы Андрея Ноздреватых
Ответить
Аватара пользователя
Андрей Ноздреватых
Черный Пояс
Сообщения: 593
Зарегистрирован: 30 мар 2011, 12:03
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Школьная правда. О наших детях. И учителях.

Сообщение Андрей Ноздреватых »

Н.Ф. писал(а):И все вроде бы правильно, но мучит меня смутное беспокойство, Андрей. Вам кажется, что ваша дочь самостоятельно приходит к выводам, а ведь дети чрезвычайно тонко чувствуют желания взрослых, а тем более родителей. Не хочет ли дочь сделать вам "приятное", угадывая "правильный" ответ. Ответы в готовом виде могут быть очень опасны, а тем более для детей. Дети могут быть чрезвычайно жестокими и безжалостными…
Стоит ли поощрять в детях безжалостность, которой у них и без того в избытке?
Вы совершенно правы, Николай Фёдорович. Дети могут быть чрезвычайно жестокими и безжалостными. Я таких видел.
Откуда они берутся?
Они уже появляются на свет исчадьями ада?
Или мы, взрослые, делаем их такими?
Я глубоко убеждён: любой, абсолютно любой ребёнок появляется на этот свет как Дар Божий. И только от нас, от взрослых, зависит то, как мы этим Даром распорядимся. Мы можем оберегать этот Дар, а можем уничтожить его. Гневными окриками, оплеухами, вколачиванием «правильных» ответов ремнём. Ложью и лицемерием.
И вот тогда Дар Божий покрывается толстым слоем грязи, нашей грязи. Чтобы избежать боли душевной и физической, он начинает защищаться - предугадывать «правильные» ответы, стремясь сделать нам «приятное».
А нашу грязь и нашу мерзость, которые его душа уже больше не может выносить, он выливает на других.
Он становится таким же, как мы.
Аватара пользователя
Н.Ф.
Учитель
Сообщения: 2070
Зарегистрирован: 20 янв 2008, 20:11
Откуда: из деревни, что за речкой у монастыря

Re: Школьная правда. О наших детях. И учителях.

Сообщение Н.Ф. »

"Но почему же тогда мой добрый, умный и сильный папа отправляет меня в эту обитель лжи, в этот грязный притон бесчестия, в эту камеру пыток?" Скорее всего, этот вопрос никогда не будет озвучен, но это не значит, что он не появится в душе ребенка.

Ответы на этот вопрос для ребенка страшны:

а) мой папа не такой уж добрый;
б) мой папа не такой уж умный;
в) мой папа не такой уж сильный.
Аватара пользователя
Андрей Ноздреватых
Черный Пояс
Сообщения: 593
Зарегистрирован: 30 мар 2011, 12:03
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Школьная правда. О наших детях. И учителях.

Сообщение Андрей Ноздреватых »

Н.Ф. писал(а):"Но почему же тогда мой добрый, умный и сильный папа отправляет меня в эту обитель лжи, в этот грязный притон бесчестия, в эту камеру пыток?" Скорее всего, этот вопрос никогда не будет озвучен, но это не значит, что он не появится в душе ребенка.
Ответы на этот вопрос для ребенка страшны:
а) мой папа не такой уж добрый;
б) мой папа не такой уж умный;
в) мой папа не такой уж сильный.
Вопрос, безусловно, появится. В этом у меня никаких сомнений. Ну, хотя бы потому, что мы его уже с дочей обсуждали, обсуждаем и будем обсуждать.
Есть вопросы, в обсуждении которых, мне кажется, не надо бежать «впереди паровоза», проявлять инициативу. Лучше дождаться, когда их задаст ребёнок. И это будет сигналом, что ребёнок уже дозрел до таких вопросов.
Но есть вопросы, для обсуждения которых не надо выбирать какое-то специальное время, дожидаться чего-то. Говорить о душе, любви, правде никогда не бывает рано.
Папа должен, прежде всего, сам себе честно ответить на вопрос, зачем и почему он отправляет своего ребёнка в эту камеру пыток. И о своём ответе рассказать ребёнку:
- Понимаешь, доча, школа - это неизбежное зло. В школе тебе придётся много терпеть. В жизни тебе это умение очень пригодится. Как пригодится и школьный аттестат. Но глупо 11 лет заниматься только тренировкой своего терпения и «высиживанием» аттестата. Надо постараться получить знания, истинные знания. В большинстве случаев их придётся добывать самой. Конечно, и я, и мама – мы всегда рядом, всегда поможем… Тебе придётся сделать и главный самостоятельный выбор – кем ты хочешь быть и какой ты хочешь быть. Конечно, мы с тобой это обсудим. Но решение должна будешь принимать ты, и только ты должна будешь делать выбор…
Обо всём этом, на мой взгляд, замечательно написал Андрей Максимов в книге «Многослов-3, или Прочистите ваши уши: первая философская книга для подростков».
Я бы, конечно, посоветовал прочитать её всем родителям. Сначала прочитать самим, проделать над собой большую работу. А потом прочитать её вместе со своими детьми. Вслух. И обсудить. Всё обсудить.
Потому что, эти разговоры родителей со своими детьми о школе, добре и зле, умных и дураках, о выборе и многом-многом другом Очень Важном в Жизни будут неизбежны, как только ребёнок, прочистив свои уши матричными диалогами, вернётся со школьного урока английского языка. Ребёнок услышит всё.
- Пап, как они все ужасно говорят, мои одноклассники!
А ты, боясь услышать правдивый ответ, всё же задаёшь страшный вопрос:
- А учительница?
И слышишь страшный ответ…
- Терпи, доча, терпи…
- А учительница сказала, что снизит на два бала оценки за самостоятельную работу всем, кто болтал. То есть, те, кто написал самостоятельную на пятёрки, получат тройки. Разве это справедливо?
Ребёнок начнёт слышать ложь всё отчётливее и отчётливее. И не только на уроках английского языка.

Везде.
Аватара пользователя
Н.Ф.
Учитель
Сообщения: 2070
Зарегистрирован: 20 янв 2008, 20:11
Откуда: из деревни, что за речкой у монастыря

Re: Школьная правда. О наших детях. И учителях.

Сообщение Н.Ф. »

Я вас понимаю, Андрей. И все же не нужно забывать об опасности того, что юная душа под грузом холодной, не согретой обнимающей также и несчастных учителей любовью "правды", правды безжалостной, а поэтому ущербной, может не закалиться, как мы хотели, а неизлечимо надломиться...
Аватара пользователя
Андрей Ноздреватых
Черный Пояс
Сообщения: 593
Зарегистрирован: 30 мар 2011, 12:03
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Школьная правда. О наших детях. И учителях.

Сообщение Андрей Ноздреватых »

Н.Ф. писал(а):Я вас понимаю, Андрей. И все же не нужно забывать об опасности того, что юная душа под грузом холодной, не согретой обнимающей также и несчастных учителей любовью "правды", правды безжалостной, а поэтому ущербной, может не закалиться, как мы хотели, а неизлечимо надломиться...
Опасность я понимаю.
Не буду врать, Николай Фёдорович, тем более Вам, тем более на этом форуме, тем более в этой теме – мне страшно. Страшно от того, что всё это для меня самого неизвестно. Страшно от того, что внутри меня трясётся маленький, запуганный школой Андрюша Ноздреватых, ему это очень непривычно. Он не понимает, как такое вообще может быть.
Но думаю и чувствую я вот что.
Безжалостная правда, насаждаемая ребёнку жестокими и весьма распространёнными методами – ором, подзатыльниками, ремнём и оскорблениями, безусловно, ущербнее, страшнее и ужаснее ласковой лжи.
Но ложь несовместима с любовью.
С любовью может быть только правда. Правда обязана идти рука об руку с любовью, нежностью, лаской, разговором души с душой. И, конечно, только родители, только семья, только близкие люди могут дать это.
И надо понимать, для чего же нашим детям нужна правда.
Она нужна вовсе не для того, чтобы «правдой-маткой» рубить направо и налево.
Правда нужна, чтобы наши дети научились, прежде всего, не лгать себе, слышать себя, следовать своим мыслям, ощущениям и желаниям.
Не лгать нам - родителям, близким, родным и любящим людям.
И вот парадокс. Правда, как я полагаю, нужна ещё и для того, чтобы наши дети научились лгать. Лгать в ответ на ложь. Лгать искусно, ловко. Но опять же не напропалую, а прекрасно чувствуя и понимая, когда, с кем и при каких обстоятельствах они должны это делать. Иногда, чтобы солгать и говорить-то ничего не приходится.
Вот для этого и надо учиться понимать правду.
И здесь так же как и с иностранным языком: лучше сразу научиться делать всё правильно, чем потом переучиваться.
Лучше сразу построить хороший добротный дом, чем свалять его кое-как, а потом мучительно переделывать.
Аватара пользователя
Н.Ф.
Учитель
Сообщения: 2070
Зарегистрирован: 20 янв 2008, 20:11
Откуда: из деревни, что за речкой у монастыря

Re: Школьная правда. О наших детях. И учителях.

Сообщение Н.Ф. »

Нельзя научить лгать избирательно, Андрей. Нельзя сделать ложь несущей конструкции правды. Это самообман. Думаю, что вы делаете большую ошибку, о которой сильно пожалеете в будущем. Но у каждого свой путь...
Аватара пользователя
Андрей Ноздреватых
Черный Пояс
Сообщения: 593
Зарегистрирован: 30 мар 2011, 12:03
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Школьная правда. О наших детях. И учителях.

Сообщение Андрей Ноздреватых »

Н.Ф. писал(а):Нельзя научить лгать избирательно, Андрей. Нельзя сделать ложь несущей конструкции правды. Это самообман. Думаю, что вы делаете большую ошибку, о которой сильно пожалеете в будущем. Но у каждого свой путь...
Вы никогда в жизни не лгали, Николай Фёдорович? Никогда? Никому? Даже в самом малом?
Скажите мне, что это так. И я попытаюсь изменить свою точку зрения.
Аватара пользователя
Андрей Ноздреватых
Черный Пояс
Сообщения: 593
Зарегистрирован: 30 мар 2011, 12:03
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Школьная правда. О наших детях. И учителях.

Сообщение Андрей Ноздреватых »

Что должен делать ребёнок, изучающий иностранный язык матричным методом, на уроке школьного английского, когда учитель требует от него, от ребёнка, неверно произнести слово?
Из матрицы ребёнок точно знает, как это слово произносится, учитель произносит это слово неверно.
Должен ли ребёнок солгать, то есть произнести один раз это слово неверно?
Или должен ребёнок защищать правду, отстаивая верное произнесение слова, споря с учителем и доказывая свою правоту? И кто победит в этом споре? И у кого будут раны? Очень больные?
Аватара пользователя
Н.Ф.
Учитель
Сообщения: 2070
Зарегистрирован: 20 янв 2008, 20:11
Откуда: из деревни, что за речкой у монастыря

Re: Школьная правда. О наших детях. И учителях.

Сообщение Н.Ф. »

И в малом, и в большом, Андрей. Мы все спотыкались, спотыкаемся и будем спотыкаться. Время от времени мы даже больно падаем. Но ведь это не причина, чтобы после падения смириться и отказаться от попыток встать: "Теперь я буду только ползать и тем самым избегу боли от неизбежных при прямохождении падений..."

Думаю, что я гораздо больший грешник, чем вы, Андрей. Так что я говорю (ни в коем случае не упрекаю, говорю!) из опыта, пытаясь предостеречь от ошибок, которые сам совершил...
Аватара пользователя
Н.Ф.
Учитель
Сообщения: 2070
Зарегистрирован: 20 янв 2008, 20:11
Откуда: из деревни, что за речкой у монастыря

Re: Школьная правда. О наших детях. И учителях.

Сообщение Н.Ф. »

Андрей Ноздреватых писал(а):Что должен делать ребёнок, изучающий иностранный язык матричным методом, на уроке школьного английского, когда учитель требует от него, от ребёнка, неверно произнести слово?
Из матрицы ребёнок точно знает, как это слово произносится, учитель произносит это слово неверно.
Должен ли ребёнок солгать, то есть произнести один раз это слово неверно?
Или должен ребёнок защищать правду, отстаивая верное произнесение слова, споря с учителем и доказывая свою правоту? И кто победит в этом споре? И у кого будут раны? Очень больные?
Не думаю, что в этом случае применимо слово "ложь". Не думаю.
Аватара пользователя
Андрей Ноздреватых
Черный Пояс
Сообщения: 593
Зарегистрирован: 30 мар 2011, 12:03
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Школьная правда. О наших детях. И учителях.

Сообщение Андрей Ноздреватых »

Н.Ф. писал(а):
Андрей Ноздреватых писал(а):Что должен делать ребёнок, изучающий иностранный язык матричным методом, на уроке школьного английского, когда учитель требует от него, от ребёнка, неверно произнести слово?
Из матрицы ребёнок точно знает, как это слово произносится, учитель произносит это слово неверно.
Должен ли ребёнок солгать, то есть произнести один раз это слово неверно?
Или должен ребёнок защищать правду, отстаивая верное произнесение слова, споря с учителем и доказывая свою правоту? И кто победит в этом споре? И у кого будут раны? Очень больные?
Не думаю, что в этом случае применимо слово "ложь". Не думаю.
Хорошо. Давайте заменим его на слово "фальшь". Оно, возможно, не так сильно пахнет, хотя, по сути, является тем же.
Должен ли ребёнок фальшивить?
Или должен отстаивать правду?
Или слово "правда" в этом случае тоже не совсем применимо?
Аватара пользователя
Андрей Ноздреватых
Черный Пояс
Сообщения: 593
Зарегистрирован: 30 мар 2011, 12:03
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Школьная правда. О наших детях. И учителях.

Сообщение Андрей Ноздреватых »

Пойду я слушать с глазами в текст четвёртый диалог британской матрицы, Николай Фёдорович.
Напоследок хочу поделиться своим умозаключением последних дней, сделанным на основе жизненного опыта, наблюдений и ощущений.
Ваш матричный метод, Николай Фёдорович, это Дар Божий.
И очень хорошо, что по нему не учат детей в школе.
Почему?
Потому что мой жизненный опыт подсказывает мне: попади Ваш метод в лапы чиновников, его бы изнасиловали, избили, изуродовали, облепили грязью, оплевали и сунули бы в таком виде в школы, объявив, что это и есть та самая высшая точка развития технологий изучения иностранного языка.
Но пока это не произошло. Слава Богу!
И у нас есть возможность прикасаться к нетронутому Божьему Дару.
Аватара пользователя
Н.Ф.
Учитель
Сообщения: 2070
Зарегистрирован: 20 янв 2008, 20:11
Откуда: из деревни, что за речкой у монастыря

Re: Школьная правда. О наших детях. И учителях.

Сообщение Н.Ф. »

Андрей, я просто хотел сказать, что не стоит из этих категорий пытаться выстроить стройную систему, заранее продумывая все ответы на все вопросы или даже варианты ответов с градациями "фальши" в какой-то воображаемой страшной ситуации. Думаю, что сама попытка выстраивания подобной конструкции является ошибкой - даже для самого себя, внутри себя, а уж вовлекать в это конструирование ребенка...

Долговременный ущерб от участия ребенка в таком конструировании может быть гораздо больше, чем ущерб от кратковременной боли, которую ребенок может испытать в ходе только лишь возможного (возможного, но не неизбежного!) конфликта из-за его слишком хорошего произношения. Предохранительная "прививка" может оказаться гораздо более опасной, чем сама болезнь, тем более, что эта болезнь, по всей вероятности, воображаемая. "Вполне возможно, что в будущем моего ребенка захватят в заложники и, возможно, станут бить палкой по голове. Ребенка надо к этому приготовить. Пойду-ка я выберу палку покрепче и стану ей бить ребенка по голове - чтобы попал в заложники уже подготовленным..."

Думаю, можно просто проводить с ребенком время, заниматься с ним языком, а не придумывать всевозможные кошмары, которые могут или не могут с ребенком случиться.

К тому же, дети находятся под очень высокой защитой, мощь которой невозможно преодолеть каким-то мелким школьным бесам...
Аватара пользователя
Н.Ф.
Учитель
Сообщения: 2070
Зарегистрирован: 20 янв 2008, 20:11
Откуда: из деревни, что за речкой у монастыря

Re: Школьная правда. О наших детях. И учителях.

Сообщение Н.Ф. »

Андрей Ноздреватых писал(а):Пойду я слушать с глазами в текст четвёртый диалог британской матрицы, Николай Фёдорович.
Напоследок хочу поделиться своим умозаключением последних дней, сделанным на основе жизненного опыта, наблюдений и ощущений.
Ваш матричный метод, Николай Фёдорович, это Дар Божий.
И очень хорошо, что по нему не учат детей в школе.
Почему?
Потому что мой жизненный опыт подсказывает мне: попади Ваш метод в лапы чиновников, его бы изнасиловали, избили, изуродовали, облепили грязью, оплевали и сунули бы в таком виде в школы, объявив, что это и есть та самая высшая точка развития технологий изучения иностранного языка.
Но пока это не произошло. Слава Богу!
И у нас есть возможность прикасаться к нетронутому Божьему Дару.
А ведь меня периодически призывают идти на поклон в министерство или куда-нибудь еще...

У вас наберется группа, Андрей, и будет расти, и можно будет понемногу расширять зону действия добра и в этом направлении...
Аватара пользователя
Андрей Ноздреватых
Черный Пояс
Сообщения: 593
Зарегистрирован: 30 мар 2011, 12:03
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Школьная правда. О наших детях. И учителях.

Сообщение Андрей Ноздреватых »

Н.Ф. писал(а):А ведь меня периодически призывают идти на поклон в министерство или куда-нибудь еще...
У вас наберется группа, Андрей, и будет расти, и можно будет понемногу расширять зону действия добра и в этом направлении...
Ох, Николай Фёдорович, ох...
Ответить