Н.Ф. писал(а):"Но почему же тогда мой добрый, умный и сильный папа отправляет меня в эту обитель лжи, в этот грязный притон бесчестия, в эту камеру пыток?" Скорее всего, этот вопрос никогда не будет озвучен, но это не значит, что он не появится в душе ребенка.
Ответы на этот вопрос для ребенка страшны:
а) мой папа не такой уж добрый;
б) мой папа не такой уж умный;
в) мой папа не такой уж сильный.
Вопрос, безусловно, появится. В этом у меня никаких сомнений. Ну, хотя бы потому, что мы его уже с дочей обсуждали, обсуждаем и будем обсуждать.
Есть вопросы, в обсуждении которых, мне кажется, не надо бежать «впереди паровоза», проявлять инициативу. Лучше дождаться, когда их задаст ребёнок. И это будет сигналом, что ребёнок уже дозрел до таких вопросов.
Но есть вопросы, для обсуждения которых не надо выбирать какое-то специальное время, дожидаться чего-то. Говорить о душе, любви, правде никогда не бывает рано.
Папа должен, прежде всего, сам себе честно ответить на вопрос, зачем и почему он отправляет своего ребёнка в эту камеру пыток. И о своём ответе рассказать ребёнку:
- Понимаешь, доча, школа - это неизбежное зло. В школе тебе придётся много терпеть. В жизни тебе это умение очень пригодится. Как пригодится и школьный аттестат. Но глупо 11 лет заниматься только тренировкой своего терпения и «высиживанием» аттестата. Надо постараться получить знания, истинные знания. В большинстве случаев их придётся добывать самой. Конечно, и я, и мама – мы всегда рядом, всегда поможем… Тебе придётся сделать и главный самостоятельный выбор – кем ты хочешь быть и какой ты хочешь быть. Конечно, мы с тобой это обсудим. Но решение должна будешь принимать ты, и только ты должна будешь делать выбор…
Обо всём этом, на мой взгляд, замечательно написал
Андрей Максимов в книге
«Многослов-3, или Прочистите ваши уши: первая философская книга для подростков».
Я бы, конечно, посоветовал прочитать её всем родителям. Сначала прочитать самим, проделать над собой большую работу. А потом прочитать её вместе со своими детьми. Вслух. И обсудить. Всё обсудить.
Потому что, эти разговоры родителей со своими детьми о школе, добре и зле, умных и дураках, о выборе и многом-многом другом Очень Важном в Жизни будут неизбежны, как только ребёнок, прочистив свои уши матричными диалогами, вернётся со школьного урока английского языка. Ребёнок услышит всё.
- Пап, как они все ужасно говорят, мои одноклассники!
А ты, боясь услышать правдивый ответ, всё же задаёшь страшный вопрос:
- А учительница?
И слышишь страшный ответ…
- Терпи, доча, терпи…
- А учительница сказала, что снизит на два бала оценки за самостоятельную работу всем, кто болтал. То есть, те, кто написал самостоятельную на пятёрки, получат тройки. Разве это справедливо?
Ребёнок начнёт слышать ложь всё отчётливее и отчётливее. И не только на уроках английского языка.
Везде.