Был вечер. Мы сидели с дочерью на кухне и о чём-то-ни-о-чём болтали.Н.Ф. писал(а):очень часто, почти всегда, есть цели декларируемые и есть цели действительные, о которых никто и никогда непосвященным не говорит...
Я повернулся к газовой плите, чтобы вскипятить чайку. Повернул ручку конфорки, газ зашипел…
- Пап, когда я просила тебя заняться со мной английским, я думала, что ты мне просто поможешь разобраться в грамматике.
Так часто бывает: для признаний, для значимых и важных слов мы выбираем самые незначительные моменты жизни.
Я нажал кнопку электроподжига. С лёгким хлопком газ загорелся.
- Знаю. Но я бы тебе не смог в этом помочь. Во-первых, я не знаю английской грамматики. Во-вторых, я не знаю, как выучить английскую грамматику. Как выучить английский язык, я знаю. Как выучить грамматику английского языка – не знаю. Понимаешь, грамматика…
Взгляд мой скользнул по холодильнику, облепленному магнитиками. Вот откуда они берутся – эти магнитики? Мы их вроде бы никогда не покупаем – ни я, ни жена. А они откуда-то берутся. И, странное дело, обычно я не замечаю их. А сейчас заметил и отлепил от дверцы парочку.
- Понимаешь, грамматика – как вот эти магнитики. А язык – как холодильник. Если бы у нас не было на кухне холодильника, куда бы мы прилепили эти магнитики? Если мы не слушаем иностранный язык, если мы не говорим на нём, куда мы прилепим грамматику? Как мы с тобой выучили то, что уже знаем? Много слушали диалоги, затем слушали с глазами в текст, затем много-много читали. Затем к тому, что уже умеем говорить, мы с тобой прилепили немного грамматики. Именно поэтому она была для нас простой и понятной. Ты же теперь её понимаешь, она перестала быть для тебя «тёмным лесом»?
- Да.
- Грамматика – это магнитики, - я вернул магнитики на место, - Мы выучим с тобой английский язык, прилепим к нему грамматику, забудем о ней и перестанем её замечать. Но ты должна ответить ещё на один важный вопрос: ты хочешь знать английский язык, хочешь владеть им?
- Хочу!
- Но что для тебя важнее: получать пятёрки по английскому или знать язык?
- А нельзя так, чтобы и пятёрки были, и язык я знала? Разве, когда я буду знать язык, я не буду получать пятёрки по английскому?
- Это разные цели, доча. К сожалению, разные. Если ты знаешь что-то очень хорошо, это вовсе не означает, что ты по этому предмету будешь получать пятёрки. Когда я учился в школе…
***
Мне было 13 лет, я перешёл в седьмой класс и совершенно ничего не соображал в алгебре. Обнаружив эту проблему, моя мама организовала мне математический «марафон». Она нашла края моей математической «дыры», взяла учебники математики за 5 и 6 классы и заставила меня решать все примеры, задачи и уравнения. Подряд. Интуитивно мама понимала, что не надо со мной «выдалбливать» наизусть формулы – эту «грамматику языка цифр», а надо решать, решать, решать. А уже к решённым задачам прикреплять формулы…
Через пару месяцев я быстрее всех в классе решал задачи, контрольные работы. Я был одним из лучших в классе. Так думал я. Но так не думала учительница по алгебре, не помню её имени, назовём её училкой.
Училка невзлюбила меня. Не знаю, за что. Просто невзлюбила. Если контрольную работу я писал без ошибок, но с помарками, училка мне ставила 4. Любимчики училки за такую же работу получали 5. Если я допускал пару ошибок, я получал тройку. Любимчикам за две ошибки доставались четвёрки. У любимчиков всегда были имена. У остальных – только фамилии.
Через два года пришло время выпускных экзаменов в восьмом классе (в то время в школе учились 10 лет, а экзамены сдавали два раза – после восьмого и после десятого классов). За контрольную работу по алгебре я получил пятёрку – училка не могла мне поставить другую оценку, поскольку контрольные работы проверяла не только она сама, но и члены экзаменационной комиссии. За устный экзамен я получил, кажется, четвёрку.
Когда пришло время объявлять результаты, члены экзаменационной комиссии ушли, и училка осталась с нами в классе одна.
- Ноздрева-а-а-атых… Ну что ж, Ноздреватых, контрольную работу ты написал на отлично, за устный экзамен мы поставили тебе четвёрку. А вот в аттестат ты получаешь тройку! – училка не могла скрыть торжествующей улыбки, решение о том, какую оценку ставить в аттестат, принимала она, - Но ведь тебе, Ноздреватых, всё равно? Ты же у нас идёшь дальше учиться в музыкальное училище? Музыка-а-а-антом будешь? Тебе же совершенно не важно, какая у тебя оценка по алгебре?
Понимая, что это фактически наша последняя встреча с училкой, что нас с ней больше ничего не связывает, я сказал:
- Мне глубоко плевать на вашу «тройку».
***
- Как видишь, доча, это разные цели и разные результаты – «пятёрка» и истинное знание. Цель должна быть одна, и ты должна сделать выбор.
- Пап, давай наденем наушники и будем слушать диалог.