Школьная правда. О наших детях, о нас и об учителях.

Модератор: Андрей Ноздреватых

Правила форума
Форум создан для Родительской группы Андрея Ноздреватых
Ответить
Аватара пользователя
Андрей Ноздреватых
Черный Пояс
Сообщения: 593
Зарегистрирован: 30 мар 2011, 12:03
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Как быть с детьми?

Сообщение Андрей Ноздреватых »

ЦЕЛИ. ДЕКЛАРИРУЕМЫЕ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ.
Н.Ф. писал(а):очень часто, почти всегда, есть цели декларируемые и есть цели действительные, о которых никто и никогда непосвященным не говорит...
Был вечер. Мы сидели с дочерью на кухне и о чём-то-ни-о-чём болтали.
Я повернулся к газовой плите, чтобы вскипятить чайку. Повернул ручку конфорки, газ зашипел…
- Пап, когда я просила тебя заняться со мной английским, я думала, что ты мне просто поможешь разобраться в грамматике.
Так часто бывает: для признаний, для значимых и важных слов мы выбираем самые незначительные моменты жизни.
Я нажал кнопку электроподжига. С лёгким хлопком газ загорелся.
- Знаю. Но я бы тебе не смог в этом помочь. Во-первых, я не знаю английской грамматики. Во-вторых, я не знаю, как выучить английскую грамматику. Как выучить английский язык, я знаю. Как выучить грамматику английского языка – не знаю. Понимаешь, грамматика…
Взгляд мой скользнул по холодильнику, облепленному магнитиками. Вот откуда они берутся – эти магнитики? Мы их вроде бы никогда не покупаем – ни я, ни жена. А они откуда-то берутся. И, странное дело, обычно я не замечаю их. А сейчас заметил и отлепил от дверцы парочку.
- Понимаешь, грамматика – как вот эти магнитики. А язык – как холодильник. Если бы у нас не было на кухне холодильника, куда бы мы прилепили эти магнитики? Если мы не слушаем иностранный язык, если мы не говорим на нём, куда мы прилепим грамматику? Как мы с тобой выучили то, что уже знаем? Много слушали диалоги, затем слушали с глазами в текст, затем много-много читали. Затем к тому, что уже умеем говорить, мы с тобой прилепили немного грамматики. Именно поэтому она была для нас простой и понятной. Ты же теперь её понимаешь, она перестала быть для тебя «тёмным лесом»?
- Да.
- Грамматика – это магнитики, - я вернул магнитики на место, - Мы выучим с тобой английский язык, прилепим к нему грамматику, забудем о ней и перестанем её замечать. Но ты должна ответить ещё на один важный вопрос: ты хочешь знать английский язык, хочешь владеть им?
- Хочу!
- Но что для тебя важнее: получать пятёрки по английскому или знать язык?
- А нельзя так, чтобы и пятёрки были, и язык я знала? Разве, когда я буду знать язык, я не буду получать пятёрки по английскому?
- Это разные цели, доча. К сожалению, разные. Если ты знаешь что-то очень хорошо, это вовсе не означает, что ты по этому предмету будешь получать пятёрки. Когда я учился в школе…

***

Мне было 13 лет, я перешёл в седьмой класс и совершенно ничего не соображал в алгебре. Обнаружив эту проблему, моя мама организовала мне математический «марафон». Она нашла края моей математической «дыры», взяла учебники математики за 5 и 6 классы и заставила меня решать все примеры, задачи и уравнения. Подряд. Интуитивно мама понимала, что не надо со мной «выдалбливать» наизусть формулы – эту «грамматику языка цифр», а надо решать, решать, решать. А уже к решённым задачам прикреплять формулы…
Через пару месяцев я быстрее всех в классе решал задачи, контрольные работы. Я был одним из лучших в классе. Так думал я. Но так не думала учительница по алгебре, не помню её имени, назовём её училкой.
Училка невзлюбила меня. Не знаю, за что. Просто невзлюбила. Если контрольную работу я писал без ошибок, но с помарками, училка мне ставила 4. Любимчики училки за такую же работу получали 5. Если я допускал пару ошибок, я получал тройку. Любимчикам за две ошибки доставались четвёрки. У любимчиков всегда были имена. У остальных – только фамилии.
Через два года пришло время выпускных экзаменов в восьмом классе (в то время в школе учились 10 лет, а экзамены сдавали два раза – после восьмого и после десятого классов). За контрольную работу по алгебре я получил пятёрку – училка не могла мне поставить другую оценку, поскольку контрольные работы проверяла не только она сама, но и члены экзаменационной комиссии. За устный экзамен я получил, кажется, четвёрку.
Когда пришло время объявлять результаты, члены экзаменационной комиссии ушли, и училка осталась с нами в классе одна.
- Ноздрева-а-а-атых… Ну что ж, Ноздреватых, контрольную работу ты написал на отлично, за устный экзамен мы поставили тебе четвёрку. А вот в аттестат ты получаешь тройку! – училка не могла скрыть торжествующей улыбки, решение о том, какую оценку ставить в аттестат, принимала она, - Но ведь тебе, Ноздреватых, всё равно? Ты же у нас идёшь дальше учиться в музыкальное училище? Музыка-а-а-антом будешь? Тебе же совершенно не важно, какая у тебя оценка по алгебре?
Понимая, что это фактически наша последняя встреча с училкой, что нас с ней больше ничего не связывает, я сказал:
- Мне глубоко плевать на вашу «тройку».

***

- Как видишь, доча, это разные цели и разные результаты – «пятёрка» и истинное знание. Цель должна быть одна, и ты должна сделать выбор.
- Пап, давай наденем наушники и будем слушать диалог.
Аватара пользователя
Жемчужинка
Черный Пояс
Сообщения: 381
Зарегистрирован: 03 ноя 2012, 20:26

Re: Как быть с детьми?

Сообщение Жемчужинка »

Я помню в школе на уроках рисования спорила с училкой. Потому что видела, что она рисует не пропорционально.... У нее даже понятия свето-теней, объема и т.п. не было...Ей бы в детсаде преподавать.
А на уроках английского как-то спросила училку "Когда мы будем английским заниматься, мы все время страдаем какой-то ерундой (прям так и сказала)?" За это она сделала в тот же день контрольную, а потом пальцем перед всем классом указала на меня. Хорошо, что меня тогда одноклассники не побили, а словами все высказали.
:lol: :lol: :lol: Ох школа))
"Убежденная личность, каковой бы она не была, сильнее самой правильной школы"
Жаков Арсений Львович
Аватара пользователя
Андрей Ноздреватых
Черный Пояс
Сообщения: 593
Зарегистрирован: 30 мар 2011, 12:03
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Как быть с детьми?

Сообщение Андрей Ноздреватых »

Жемчужинка писал(а):Я помню в школе на уроках рисования спорила с училкой. Потому что видела, что она рисует не пропорционально.... У нее даже понятия свето-теней, объема и т.п. не было...Ей бы в детсаде преподавать.
А на уроках английского как-то спросила училку "Когда мы будем английским заниматься, мы все время страдаем какой-то ерундой (прям так и сказала)?" За это она сделала в тот же день контрольную, а потом пальцем перед всем классом указала на меня. Хорошо, что меня тогда одноклассники не побили, а словами все высказали.
:lol: :lol: :lol: Ох школа))
Как я недавно прочитал у того же Андрея Максимова: "Главное, чему должен научиться ребёнок в школе - это терпеть..."
Аватара пользователя
Жемчужинка
Черный Пояс
Сообщения: 381
Зарегистрирован: 03 ноя 2012, 20:26

Re: Как быть с детьми?

Сообщение Жемчужинка »

Андрей Ноздреватых писал(а):
Жемчужинка писал(а):Я помню в школе на уроках рисования спорила с училкой. Потому что видела, что она рисует не пропорционально.... У нее даже понятия свето-теней, объема и т.п. не было...Ей бы в детсаде преподавать.
А на уроках английского как-то спросила училку "Когда мы будем английским заниматься, мы все время страдаем какой-то ерундой (прям так и сказала)?" За это она сделала в тот же день контрольную, а потом пальцем перед всем классом указала на меня. Хорошо, что меня тогда одноклассники не побили, а словами все высказали.
:lol: :lol: :lol: Ох школа))
Как я недавно прочитал у того же Андрея Максимова: "Главное, чему должен научиться ребёнок в школе - это терпеть..."
Я в школе постоянно спорила, ругалась, даже откровенно кричала на учителей. Я не могла терпеть, я все высказывала. :lol: :lol: :lol:
"Убежденная личность, каковой бы она не была, сильнее самой правильной школы"
Жаков Арсений Львович
Кирилл П.

Re: Как быть с детьми?

Сообщение Кирилл П. »

Андрей Ноздреватых писал(а):Я не понимал, зачем я должен переписывать своими словами то, что так замечательно написал автор. Меня призывали делиться своими мыслями по поводу прочитанного, а у меня их не было - мыслей не было. У меня были чувства. А ими я делиться никак не хотел.
Метко...
Аватара пользователя
Андрей Ноздреватых
Черный Пояс
Сообщения: 593
Зарегистрирован: 30 мар 2011, 12:03
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Как быть с детьми?

Сообщение Андрей Ноздреватых »

Жемчужинка писал(а):Я в школе постоянно спорила, ругалась, даже откровенно кричала на учителей. Я не могла терпеть, я все высказывала. :lol: :lol: :lol:
Закалившись в тех "школьных боях", в университете Вы теперь грызёте ручку, насколько я помню. :)
Аватара пользователя
Жемчужинка
Черный Пояс
Сообщения: 381
Зарегистрирован: 03 ноя 2012, 20:26

Re: Как быть с детьми?

Сообщение Жемчужинка »

Андрей Ноздреватых писал(а):
Жемчужинка писал(а):Я в школе постоянно спорила, ругалась, даже откровенно кричала на учителей. Я не могла терпеть, я все высказывала. :lol: :lol: :lol:
Закалившись в тех "школьных боях", в университете Вы теперь грызёте ручку, насколько я помню. :)
А что делать. Мне не досуг ругаться, мне просто нужен диплом. Не хочу тратить время на споры. Пришла ответила задание, ушла)))
Позавчера с подругой общались на тему "ужасного русского акцента". Она сейчас на 3м диалоге. Так вот она сказала "А почему все русские вокруг так ужасно говорят... "веддиНГ", "СЭнкью"... и т.д." Я ей ответила "Крепись, дальше будет хуже..." :lol: :lol: :lol:
"Убежденная личность, каковой бы она не была, сильнее самой правильной школы"
Жаков Арсений Львович
Аватара пользователя
А.М.
Черный Пояс
Сообщения: 905
Зарегистрирован: 25 май 2011, 10:40

Re: Как быть с детьми?

Сообщение А.М. »

Андрей Ноздреватых писал(а):"Марафонский список" имени П.
Мне давно уже кажется, что наше славное МО должно включить в список рекомендуемой литературы "запрещенную". Ту, которую, ученики не должны ни в коем случае прочесть!
Из моего личного опыта: Я смог себя заставить прочитать "Войну и мир" только спустя много лет после школы... Именно прочитать. Не избранные страницы, не изложения на тему, не статьи критиков...

Я помню где-то читал о реакции Гришковца на включение его книги "Реки" в список внеклассного чтения.
Он просил исключить ее от туда, потому что он хочет, чтобы книгу читали.
Андрей Ноздреватых писал(а):ЦЕЛИ. ДЕКЛАРИРУЕМЫЕ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ.
Аффтор, пиши исчо! :)
Вадим В.
Практически член семьи
Сообщения: 212
Зарегистрирован: 04 сен 2012, 16:54

Re: Как быть с детьми?

Сообщение Вадим В. »

Андрей Ноздреватых писал(а):Если ты знаешь что-то очень хорошо, это вовсе не означает, что ты по этому предмету будешь получать пятёрки.
Вспоминается, что сказал по этому поводу Денис Бурхаев в книге "Другая химия":

"Мне уже тогда пришло понимание того, что отличники в жизни далеко не продвинутся. С возрастом эта мысль всё укреплялась и укреплялась и потом полностью оформилась. В жизни выбиваются люди, которые не совсем круглые двоечники, и не отличники. Наибольших высот достигают такие середнячки, или даже чуть со знаком «минус». Те, кто совсем негативные, то по ним тюрьма плачет. Редко кто из них выбивается в люди. Их либо отстреливают, либо они спиваются или старчиваются на наркоте. А отличники хорошо стартуют после школы, устраиваются на высокооплачиваемую работу с окладом, но дальше по жизни они «протухают» и теряются где-то на периферии. Потому что они конформисты. Они привыкли, что за них всегда принимают решения, они привыкли, что им указывают, как жить. Это та самая биомасса, которая изначально была создана быть управляемой и она дальше просто подчиняется. Это корм. Офисный планктон."
Аватара пользователя
Хоэнхайм
Практически член семьи
Сообщения: 72
Зарегистрирован: 14 май 2011, 17:56
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Как быть с детьми?

Сообщение Хоэнхайм »

Андрей Ноздреватых писал(а):ЦЕЛИ. ДЕКЛАРИРУЕМЫЕ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ.
...
Очень интересные наблюдения/сопоставления. Вам впору - как форумчанину Вальтеру в своё время - заводить отдельную тему для таких чудных эссе.
Аватара пользователя
Н.Ф.
Учитель
Сообщения: 2070
Зарегистрирован: 20 янв 2008, 20:11
Откуда: из деревни, что за речкой у монастыря

Re: Как быть с детьми?

Сообщение Н.Ф. »

Занимательная физика


На выпускных школьных экзаменах я получил четверку по физике. Это была вполне справедливая четверка – я никогда не любил этот предмет и толком не знал его. Впрочем, как я сейчас отчетливо понимаю, в школе я не любил все предметы без исключения – я не любил всю школу, целиком взятую, из-за ее ежедневной и ежесекундной махровой лжи, замешанной на густопсовом тошнотворном лицемерии.

Однако это моя тогда еще инстинктивная глухая нелюбовь не мешала мне получать – и получить на выпускных экзаменах и в аттестате – практически одни пятерки, хотя другие предметы я знал не лучше и не хуже физики.

Так что же случилось на экзамене по физике? Один из моих вопросов был о равномерном неускоренном движении. «Будет ли отклоняться стрелка весов, если на чаше этих весов будет приседать человек?»

Я знал правильный ответ. Я знал даже два правильных ответа. Но я не знал, что сказать экзаменатору. Подошло мое время, и я стал отвечать. Когда дошла очередь до весов, я немного поколебался, а затем сказал: «Очевидно, что здесь предполагается ответить «Стрелка не будет отклоняться», но такой ответ связан с подразумеваемым предположением составителей билета о том, что движение приседающего человека является равномерным и неускоренным. Однако же в реальном мире движение приседающего человека никогда не будет равномерным и неускоренным. К тому же, параметры приседания никак не определены. Это одно и очень медленное приседание? Или же это много быстрых и энергичных приседаний, как это обычно и происходит? При нормальных усредненных приседаниях на весах среднего размера, скажем, амбарных, стрелка будет отклоняться очень значительно – особенно в низшей и высшей точке движения приседающего человека, поскольку ускорения будет невозможно избежать.»

Я знал из своего собственного опыта, что стрелка будет отклоняться – мы с друзьями бывали в амбарах и на складах, где были большие весы, и мы время от времени на эти весы становились и даже приседали на них – стрелка всегда прыгала. В магазинах я каждый день завороженно наблюдал за колеблющейся вправо-влево стрелкой в процессе взвешивания продуктов: стрелка колебалась при падении на весы даже нескольких песчинок сахара. Я знал правильный ответ, поскольку он каждый день был у меня перед глазами. Вообще-то, этот ответ был правильным и в учебниках физики, но, к сожалению, в школе у нас были другие учебники с другими ответами.

Я посмотрел в глаза экзаменатора, не выражающие ни единой мысли, и прочитал там свой не подлежащий обжалованию приговор. Тихий алкоголик, большой любитель рыбалки и по совместительству преподаватель физики в нашей школе, Семен Иванович, который принимал экзамен, посмотрел на имеющийся у него листочек с «правильными» ответами, дохнул на меня перегаром и проблеял: «Ответ неправильный.»

«Школьные годы чудесные,
С книгою, с дружбою, с песнею…»
Юрий C
Практически член семьи
Сообщения: 42
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 15:25
Откуда: Україна

Re: Как быть с детьми?

Сообщение Юрий C »

Прочитал про физику, и хочу упомянуть курс на который я записался. К физике, електронике и другим тех. наукам я не имею никакого отношения, но однажды, в ютубе я наткнулся на лекцию проф. Walter Lewin, который читал публичную лекцию, и презентовал свою книгу "For the Love of Physics". Лекция была прекрасна, сразу вспомнилась книга Перельмана )).

Так вот, скоро начинается онлайн курс MITx 8.02x Electricity and Magnetism, и его читает W. Lewin. Если кто-то захочет вспомнить школьную и университетскую физику - записывайтесь, подтяните английский и возможно, узнаете что-то новое. ))

Вот презентация на ютубе http://www.youtube.com/watch?feature=pl ... xSLwndRNDI
Немецкий с 01.01.12
Аватара пользователя
Андрей Ноздреватых
Черный Пояс
Сообщения: 593
Зарегистрирован: 30 мар 2011, 12:03
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Как быть с детьми?

Сообщение Андрей Ноздреватых »

Н.Ф. писал(а):Занимательная физика

…Впрочем, как я сейчас отчетливо понимаю, в школе я не любил все предметы без исключения – я не любил всю школу, целиком взятую, из-за ее ежедневной и ежесекундной махровой лжи, замешанной на густопсовом тошнотворном лицемерии.
Я знал, что я буду рассказывать дочери правду о школе, но не знал, когда именно наступит это время.
Британская матрица помогла найти ту верёвочку, потянув за которую мы с дочерью и начали распутывать клубок школьной лжи, говорить о правде; об умном и глупом; о добре и зле; красоте и безобразном. О том, что такое истинное знание.
Спасибо, Николай Фёдорович!
Аватара пользователя
Андрей Ноздреватых
Черный Пояс
Сообщения: 593
Зарегистрирован: 30 мар 2011, 12:03
Откуда: Москва
Контактная информация:

Школьная правда. О наших детях. И учителях.

Сообщение Андрей Ноздреватых »

Ну, вы вообще уже…

- Ну, вы вообще уже, - голос тёщи в телефоне передавал тревогу и, как мне казалось, был слегка приправлен гневом, - совсем замучили ребёнка: танцы, рисование, фортепиано, флейта, вокал, итальянский, английский… Она у вас скоро свалится! От чего-то надо отказываться!
Внутри меня полудохлым комариком жужжало желание резко ответить: «Это не ваше дело!» Но я прихлопнул комарика и спокойным басом пропел в трубку:
- Всё, что вы перечислили, доча выбрала сама. Она сама решила, что этим хочет заниматься и пока ни от чего отказываться не собирается. Это очень важно, чтобы ребёнок занимался тем, чем он хочет заниматься, чтобы умел следовать своим желаниям. Правда, вы забыли включить в список ещё один важный пункт. Это единственный пункт, который я бы удалил из списка с удовольствием. И это единственный пункт, который я удалить не могу при всём моём желании. Это школа.
Тёща засмеялась и резко изменила тему разговора. Мне показалось, что тёща в детстве тоже не любила школу…
Почему мы не любим школу? Почему мы её ненавидим?

***

- Папа, я не понимаю, как с нами занимаются информатикой! Я не понимаю, зачем такая информатика нужна! У нас нет компьютеров!
- А, так вас учат плавать в бассейне без воды!
- Точно! Нам в школу давно привезли компьютеры, но нам их не дают, говорят, что мы их сломаем.
- Ответ неверный, доча. Смотри сама: есть урок информатики, есть компьютеры и, самое главное, есть дети. Всё это должно соединиться, но почему-то не соединяется. Почему? Почему вам не дают компьютеры?
- Потому что мы их сломаем?
- Ты уже говорила это. Ответ неверный. Подумай, спроси себя. Поищи ответ внутри. Ты его найдёшь, - мы с дочей только начинаем учиться думать и искать ответы, искать правду. «Правильный» ответ крутился у меня на языке. Я его «прикусил» и повторил, - Подумай!
И тут дочь сказала такое, отчего мой «правильный» ответ лопнул и растёкся по рту. От неожиданности и глубины правды я поперхнулся и закашлялся.
- Папа, они не хотят!!!
Они не хотят! Вот истинная глубина. Вот настоящая правда. То, что вертелось у меня на языке – «они не умеют» – всего лишь рябь на поверхности правды.
- Правильно, доча! Они не хотят. Поэтому не могут. И поэтому не умеют. А теперь подумай, почему они говорят вам совсем другое, почему они говорят, что вы сломаете компьютеры?
- Потому что в школе, - этот вопрос для дочери был уже совсем простым, - в школе дураками могут быть только ученики, но никак не учителя.

Почему мы ненавидим школу?
Аватара пользователя
Н.Ф.
Учитель
Сообщения: 2070
Зарегистрирован: 20 янв 2008, 20:11
Откуда: из деревни, что за речкой у монастыря

Re: Школьная правда. О наших детях. И учителях.

Сообщение Н.Ф. »

И все вроде бы правильно, но мучит меня смутное беспокойство, Андрей. Вам кажется, что ваша дочь самостоятельно приходит к выводам, а ведь дети чрезвычайно тонко чувствуют желания взрослых, а тем более родителей. Не хочет ли дочь сделать вам "приятное", угадывая "правильный" ответ? Ответы в готовом виде могут быть очень опасны, а тем более для детей. Дети могут быть чрезвычайно жестокими и безжалостными.

Наши суждения и поступки смягчаяет жизненный опыт или, иными словами, страдания, через которые нам пришлось пройти, чтобы этот опыт получить. Мы смотрим на "дураков" и "неудачников" и видим бывших младенцев, пускающих пузыри, видим смешных карапузов, возящихся в песочнице, видим сопящих над тетрадкой первоклассников, видим подростков, мечтающих о полной добра и света жизни. Мы жалеем этих дураков, потому что в них мы видим себя, и именно это останавливает разящий мечь наших суждений. Мы ускоряем шаги и отворачиваемся от существ, роющихся в мусорных баках, потому что где-то глубоко в душе мы видим один из вариантов осуществления нашей жизни и наших детских мечтаний...

А что видят дети? Дети видят просто уродливых дураков, омерзительных насекомых, не заслуживающих ни малейшего снисхождения. Они их не жалеют, потому что пока еще не видят в них себя, свое будущее.

Стоит ли поощрять в детях безжалостность, которой у них и без того в избытке?
Ответить