Школьная правда. О наших детях, о нас и об учителях.

Модератор: Андрей Ноздреватых

Правила форума
Форум создан для Родительской группы Андрея Ноздреватых
Ответить
Аватара пользователя
Андрей Ноздреватых
Черный Пояс
Сообщения: 608
Зарегистрирован: 30 мар 2011, 12:03
Откуда: Москва
Контактная информация:

Школьная правда. О наших детях, о нас и об учителях.

Сообщение Андрей Ноздреватых » 17 янв 2013, 09:51

Своей дочери читать книги вслух я начал едва ли не с момента её рождения, надеясь, что это привьёт ребёнку любовь к книгам, к чтению. Долгие годы у нас был ритуал чтения вслух перед сном. Потом дочь научилась читать сама. Читать научилась, но чтение не полюбила. Послушать – это да, это с удовольствием. Но сама никогда к книге не тянулась.
И чего я только не предпринимал, что только не придумывал, на какие только ухищрения ни шёл – всё впустую. Понятное дело, не помогали проповеди:
- Ты никогда не будешь знать родной язык. Все эти «препарирования» на уроках русского, задалбливания правил, зазубривание словарных слов не имеют отношения к знанию языка! – говорил я ей в отчаянии.
В какой-то момент я перестал читать нотации, поняв, что, видимо, всему своё время.
И вот, месяца полтора назад или чуть больше, когда мы уже вовсю занимались с дочерью по итальянской матрице, я заметил, что дочь вдруг полюбила чтение на родном языке, что в дни, когда она не валится от усталости и не засыпает на ходу, обязательно читает. Сама берёт книгу перед сном и читает.
- Доча, выключай свет и спи! Уже поздно!
- Ну, ещё чуть-чуть! Сейчас я страничку дочитаю!
Слыша её ответ, я радуюсь, я счастлив. Для меня это чудо. И хотя я прекрасно, что эта вдруг открывшаяся любовь к чтению, появилась не «вдруг», и что механизм срабатывания этого чуда прост и понятен всем, кто внимательно читал книгу Николая Фёдоровича и изучал иностранный язык матричным методом, всё равно это остаётся для меня чудом.
Спасибо за ещё одно чудо, Николай Фёдорович!

Аватара пользователя
Андрей Ноздреватых
Черный Пояс
Сообщения: 608
Зарегистрирован: 30 мар 2011, 12:03
Откуда: Москва
Контактная информация:

ЗНАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

Сообщение Андрей Ноздреватых » 19 янв 2013, 16:50

Из книги Андрея Максимова "Многослов-1".

ЗНАНИЕ

С самого раннего детства на человека буквально со всех сторон валится огромное количество информации. Как снег зимой. Потом начинаются детский сад и школа, которые тоже вбивают в головы самые разные сведения, при этом настаивая, что прожить без них невозможно.
Зачем нужно учить таблицу умножения, если у каждого есть калькулятор? Зачем нужно знать, что Волга впадает в Каспийское море, если это знание большинству людей никогда не пригодится? Зачем нужно знать точные даты рождения великих писателей, если это, как правило, не помогает понять их произведений?
Ответ: для общего развития – не засчитывается. Знание само по себе развивать человека не может, оно развивает его только в том случае, если человека научили знание осмысливать.
Ответ: знать таблицу умножения необходимо потому, что это развивает мозг, – не засчитывается также. Зубрежка если что и делает, то развивает механическую память. В лучшем случае.
Ответ: механическая память помогает родиться мысли – не засчитывается также по одной причине: ученым не известно, как, с точки зрения науки, рождается мысль. Безусловный авторитет в области изучения мозга Наталья Бехтерева пишет в своей книге «Магия мозга и лабиринты жизни»: «на сегодня важнейшей стратегической задачей в науке о мозге является исследование мозгового кода мысли». То есть код этот пока не открыт, как и почему рождается мысль, мы не знаем.
Так что же такое – знание? И как понять, какие знания необходимы, а какие являются лишними?
Для себя я сделал следующий вывод: знание – это то, что порождает идею.
То есть, на мой взгляд, знанием мы можем называть не просто некий, неосмысленный нами объем сведений, а только ту информацию, которая порождает в наших головах идею.
Что такое идея?
Идея – это понимание того, что ты еще минуту назад не понимал. Идея – это новость, это открытие.
Необходимо заметить, что это открытие всегда субъективно: то, что для одного человека является новостью, для другого – прописная истина.
Когда маленький ребенок сует палец в огонь, он чувствует боль и делает открытие: совать палец в огонь – больно. Таким образом он получает знание о том, что огонь может нести не только свет и тепло, но и боль.
Не надо бояться того, что у вас родится банальная идея. Надо опасаться того, что вы «пожираете» знания, которые вовсе не заставляют вас думать.
С детства и до смерти жизнь человека должна быть вымощена разными открытиями.
Некоторым людям везет: сделав открытие для себя, они вдруг понимают, что оно необходимо всему человечеству. Но эта удача – удел избранных. Однако делать собственные, личные открытия может любой человек.
Беда в том, что у нас не учат получать те знания, которые приведут к появлению новых идей, приведут к открытиям. В главе «Образование» мы подробно поговорим о том, что школа не занимается собственно образованием, то есть созданием человека, – она озабочена более всего тренировкой механической памяти.
В нашей школе ребенок, у которого рождаются собственные идеи, будет учиться гораздо хуже того, кто хорошо умеет повторять чужие открытия.
Школа, без сомнения, дает знания. Но критерием того, получил ребенок знания или нет, являются не новые мысли, порожденные новыми сведениями, а умение точно и правильно повторить старые сведения из учебника.
Поэтому, мне кажется, одна из основных задач детства и юности – научиться отделять знания, которые порождают идеи, от прочих.
Это умение необходимо для дальнейшей жизни.
«Метель знаний» преследует нас от рождения до смерти. И необходимо научиться в ней ориентироваться. Основной ориентир – идея.
Если знания не порождают новых идей, они замусоривают голову и мешают открытиям.
В последнее время появляется все больше людей, как правило, творческих профессий, которые отказываются смотреть телевизор. Их можно понять: они не хотят замусоривать свою голову ненужными знаниями.
Конечно, есть люди, которым доставляет удовольствие просто много знать про все. Эти люди уникальны. Их показывают по телевизору в разных викторинах. Брать с них пример нельзя, поскольку уникумы созданы не для того, чтобы пытаться быть такими, как они, а для того, чтобы ими восторгаться.
На мой взгляд, очень важно понимать, что знания – не самоценны, они – лишь почва, на которой вырастают идеи. Только для этого они и нужны.

ОБРАЗОВАНИЕ

Образование – значит возникновение, создание...
Для нас образование равно учебе. Мы считаем: образованный – значит, хорошо обученный. Между тем образованный – значит созданный, как некая новая единица Божественного мира.
Мне кажется, с такой позиции и необходимо подходить к образованию и самого себя, и своих детей.
Сама система образования у нас в стране нацелена не на учеников, а на педагогов. Все сделано так, чтобы педагогам было удобно оценивать учеников.
У нас оценивается не умение думать или анализировать, а искусство запоминать. У ребенка тренируют память, а не ум. Оно и понятно. Как оценить умение мыслить? Во-первых, сложно, во вторых, всякая оценка будет субъективна. А здесь... Расставил галочки рядом с правильными ответами: молодец! Много галочек поставил, куда надо, – отличник, мало – двоечник.
Когда педагог говорит: «Ученик продемонстрировал хорошие знания», – он, как правило, имеет в виду: «Ученик продемонстрировал хорошую память», то есть точно указал даты, имена персонажей произведений, чужие выводы, услышанные на уроке.
Хотя, конечно, бывают исключения. Но педагог, который хочет научить своего ученика размышлять, должен выискивать лазейки в сложившейся системе образования.
Мы настолько привыкли к подобному положению вещей, что нам трудно представить себе, как может быть иначе...
Человек, попавший в учебное заведение в России, должен четко понимать, какова его цель: стать отличником или же образовать, создать самого себя. Достичь обеих этих целей, чаще всего, не получается.
Самое полезное в нашей системе образования то, что она все таки дает определенные знания.
Самое вредное то, что она превращает средство – в цель. Что я имею в виду? Знания не есть цель образования, а лишь средство к тому, чтобы, научившись осмысливать эти знания, создать самого себя.
Поэтому таким важным становится самообразование, особенно в гуманитарных науках.
Проблема, однако, состоит в том, что сам по себе человек не может образоваться. Для того чтобы человек образовался, необходим Учитель.
Учитель – это тот, кто помогает человеку возникнуть, то есть образоваться.
Таким учителем может быть педагог, родители, в крайнем случае – книги, то есть кто то, с кем можно посоветоваться. Потому что создание себя – дело очень трудное.
Учитель – это не тот, кто оценивает ученика, а тот, кто с ним разговаривает...
Чтение – тот же диалог, только с книгой. Если такого диалога не возникает, значит, книга не пришлась по душе...
Самая главная беда нашей системы образования состоит в том, что у нас учитель превращен в некий компьютер, который сначала выдает информацию, а потом проверяет, как она усвоена.
Так же, как родителей, Родину, любовь, Учителя дает человеку Бог. Но это вовсе не значит, что надо сидеть и ждать проявления Божественной Воли. Каждый человек, который хочет образовать самого себя, – образоваться, – должен пытаться найти Учителя, понимая: без этого образование невозможно…
Итак, получить хорошее образование – это не значит получить знания в престижном вузе.
Хорошее образование – это умение использовать знания для понимания жизни и строительства самого себя. Хорошо образованный человек – это тот, кто сумел построить себя.

Аватара пользователя
Андрей Ноздреватых
Черный Пояс
Сообщения: 608
Зарегистрирован: 30 мар 2011, 12:03
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: ЗНАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

Сообщение Андрей Ноздреватых » 19 янв 2013, 16:53

Года три назад, прочитав книгу Андрея Максимова, я понял, ЧТО есть ЗНАНИЕ и ЧТО есть ОБРАЗОВАНИЕ. Но не понимал, КАК на практике всё это должно быть реализовано.
Понять КАК, мне помогла книга Николая Фёдоровича, изучение итальянского и английского языков матричным методом.
Я нашёл своего Учителя.
Именно матричный метод помогает самостоятельно делать самостоятельные открытия и выводы. И не только в области изучения языков.
Если я раньше только испытывал отвращение к системе образования, то теперь точно понимаю, что мне в ней НЕ ТАК. И понимаю, КАК должно быть.
И если я когда-нибудь вернусь к обучению детей музыке, учить я их буду по-другому.
Совсем по-другому.

Аватара пользователя
Жемчужинка
Черный Пояс
Сообщения: 391
Зарегистрирован: 03 ноя 2012, 20:26

Re: Как быть с детьми?

Сообщение Жемчужинка » 19 янв 2013, 17:00

С таблицей умножения и знанием куда впадает Волга автор загнул... Все же география, хотя бы элементарные знания нужная вещь))) Без нее можно вместо Новосибирска приехать в Караганду и непонимать где это ошибся :lol: :lol:
Таблица умножения тоже хороша, не считать же с калькулятором в магазине цены за продукты, когда нужно прикинуть примерно сколько получается за все покупки)))
А вот с датами рождений согласна. Достаточно знать эпоху в которой родился писатель, чтобы примерно представлять условия в которых он жил.
Вообщем дядька преувеличил, но идея общеизвестная))) По крайней мере более-менее мыслящие люди это понимают.
"Убежденная личность, каковой бы она не была, сильнее самой правильной школы"
Жаков Арсений Львович

Аватара пользователя
Андрей Ноздреватых
Черный Пояс
Сообщения: 608
Зарегистрирован: 30 мар 2011, 12:03
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Как быть с детьми?

Сообщение Андрей Ноздреватых » 19 янв 2013, 17:12

Жемчужинка писал(а):С таблицей умножения и знанием куда впадает Волга автор загнул...
А мне кажется, не загнул.
Задача хорошего учителя математики – не заставить ребёнка вызубрить, выдолбить эту таблицу умножения, а помочь ребёнку заново и самостоятельно изобрести эту таблицу.
Учитель географии должен не выдавать сведения о том, куда впадает Волга, а подвигнуть учеников к самостоятельному географическому открытию.
Благодаря матричному методу моя дочь самостоятельно открыла английский звук 'a'. И это её знание, её открытие останется с ней на всю жизнь. И помогает делать теперь другие фонетические «открытия» в английском языке.
И я уверен, этот опыт самостоятельного открытия в иностранном языке поможет ей делать самостоятельные открытия в других областях знаний.

Аватара пользователя
Дерзкий Серхио
Черный Пояс
Сообщения: 931
Зарегистрирован: 10 дек 2009, 05:15
Откуда: Mount Lookitthat

Re: Как быть с детьми?

Сообщение Дерзкий Серхио » 19 янв 2013, 17:23

Мне кажется, что с системой образования есть одна беда серьезная, остальное мелочи. Беда в том, что на нее уж слишком сильно полагаются и чрезмерно ее используют. Не хотят родители понимать, что образование их детей, это только их и больше ничья забота.

- Look who's talking, Blue Face! You know what your little horns remind me of?
- These are not horns! Come on, you don’t tell a guy he has horns. These are antennae.

Аватара пользователя
Андрей Ноздреватых
Черный Пояс
Сообщения: 608
Зарегистрирован: 30 мар 2011, 12:03
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Как быть с детьми?

Сообщение Андрей Ноздреватых » 19 янв 2013, 17:33

Еще один Сергей писал(а):Мне кажется, что с системой образования есть одна беда серьезная, остальное мелочи. Беда в том, что на нее уж слишком сильно полагаются и чрезмерно ее используют. Не хотят родители понимать, что образование их детей, это только их и больше ничья забота.
Мне кажется, что беда ещё глубже.
Беда в том, что система образования мешает родителям заниматься образованием детей.
Я это очень хорошо и отчётливо понял сейчас, когда вместе с дочерью начал заниматься английской матрицей.
Школьный «английский» висит на нас с ней как бетонная плита, мешает быстрее и легче двигаться вперёд.

Аватара пользователя
Н.Ф.
Учитель
Сообщения: 2131
Зарегистрирован: 20 янв 2008, 20:11
Откуда: из деревни, что за речкой у монастыря

Re: Как быть с детьми?

Сообщение Н.Ф. » 19 янв 2013, 17:48

Андрей Ноздреватых писал(а):
Еще один Сергей писал(а):Мне кажется, что с системой образования есть одна беда серьезная, остальное мелочи. Беда в том, что на нее уж слишком сильно полагаются и чрезмерно ее используют. Не хотят родители понимать, что образование их детей, это только их и больше ничья забота.
Мне кажется, что беда ещё глубже.
Беда в том, что система образования мешает родителям заниматься образованием детей.
Я это очень хорошо и отчётливо понял сейчас, когда вместе с дочерью начал заниматься английской матрицей.
Школьный «английский» висит на нас с ней как бетонная плита, мешает быстрее и легче двигаться вперёд.
Уже "теплее", Андрей. Однако ответ гораздо страшнее, настолько страшнее, что для 99,99% людей его лучше совсем не знать и даже не догадываться, что он может быть. Впрочем, для вас, Андрей, небольшая подсказка: очень часто, почти всегда, есть цели декларируемые и есть цели действительные, о которых никто и никогда непосвященным не говорит...

Аватара пользователя
Жемчужинка
Черный Пояс
Сообщения: 391
Зарегистрирован: 03 ноя 2012, 20:26

Re: Как быть с детьми?

Сообщение Жемчужинка » 19 янв 2013, 18:17

Еще один Сергей писал(а):Мне кажется, что с системой образования есть одна беда серьезная, остальное мелочи. Беда в том, что на нее уж слишком сильно полагаются и чрезмерно ее используют. Не хотят родители понимать, что образование их детей, это только их и больше ничья забота.
Родители на работе работают)) Им некогда)))
От них требуется не мешать детям))
"Убежденная личность, каковой бы она не была, сильнее самой правильной школы"
Жаков Арсений Львович

Аватара пользователя
Жемчужинка
Черный Пояс
Сообщения: 391
Зарегистрирован: 03 ноя 2012, 20:26

Re: Как быть с детьми?

Сообщение Жемчужинка » 19 янв 2013, 18:19

Н.Ф. писал(а):
Андрей Ноздреватых писал(а):
Еще один Сергей писал(а):Мне кажется, что с системой образования есть одна беда серьезная, остальное мелочи. Беда в том, что на нее уж слишком сильно полагаются и чрезмерно ее используют. Не хотят родители понимать, что образование их детей, это только их и больше ничья забота.
Мне кажется, что беда ещё глубже.
Беда в том, что система образования мешает родителям заниматься образованием детей.
Я это очень хорошо и отчётливо понял сейчас, когда вместе с дочерью начал заниматься английской матрицей.
Школьный «английский» висит на нас с ней как бетонная плита, мешает быстрее и легче двигаться вперёд.
Уже "теплее", Андрей. Однако ответ гораздо страшнее, настолько страшнее, что для 99,99% людей его лучше совсем не знать и даже не догадываться, что он может быть. Впрочем, для вас, Андрей, небольшая подсказка: очень часто, почти всегда, есть цели декларируемые и есть цели действительные, о которых никто и никогда непосвященным не говорит...
Николай Федорович, Вы про то, что детей учат делать как нужно?
Вроде как растят идеальных подчиненных.
То есть чтобы ни шагу в лево-право.
"Убежденная личность, каковой бы она не была, сильнее самой правильной школы"
Жаков Арсений Львович

Аватара пользователя
Дерзкий Серхио
Черный Пояс
Сообщения: 931
Зарегистрирован: 10 дек 2009, 05:15
Откуда: Mount Lookitthat

Re: Как быть с детьми?

Сообщение Дерзкий Серхио » 19 янв 2013, 18:24

Андрей Ноздреватых писал(а): Беда в том, что система образования мешает родителям заниматься образованием детей.
Только тем родителям, которые хотят этим заниматься. Но я вот смотрю по сторонам и у меня складывается впечатление, что большинство родителей верят в то, что образование и, что меня напрочь убивает, воспитание их детей, это забота общества, то есть, в первую очередь, школы. Если таких родителей как, например, вы, будет подавляющее большинство, то... ну, вот мне интересно посмотреть, что тогда будет.

- Look who's talking, Blue Face! You know what your little horns remind me of?
- These are not horns! Come on, you don’t tell a guy he has horns. These are antennae.

Аватара пользователя
Андрей Ноздреватых
Черный Пояс
Сообщения: 608
Зарегистрирован: 30 мар 2011, 12:03
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Как быть с детьми?

Сообщение Андрей Ноздреватых » 19 янв 2013, 18:43

Н.Ф. писал(а): очень часто, почти всегда, есть цели декларируемые и есть цели действительные, о которых никто и никогда непосвященным не говорит...
Да, Николай Фёдорович. Перед тем, как приступать к британской матрице, я обсуждал это с дочерью. И понял, что пока она ещё не готова. Она должна самостоятельно сделать вывод. И дочь уже на пути: каждый новый день приносит ей новые и новые факты, доказательства. И, надеюсь, довольно скоро дочь сделает самостоятельный вывод, самостоятельно заменит декларируемые цели на действительные.
И как только она это сделает, нам станет легче. Ей. И мне.

Рок
Черный Пояс
Сообщения: 295
Зарегистрирован: 13 май 2012, 15:50

Re: ЗНАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

Сообщение Рок » 20 янв 2013, 08:32

Андрей Ноздреватых писал(а): Хорошее образование – это умение использовать знания для понимания жизни и строительства самого себя. Хорошо образованный человек – это тот, кто сумел построить себя.
Интересно придумали в школе, куда дочь ходит.
Текущих отметок почти не ставят до четвёртого класса. Зато раз в полугодие выставляют оценки не просто по предметам, но по отдельным частям предмета, а рядом с оценкой учителя ставит себе оценку ученик, притом зачастую ниже, чем учитель. Оказывается, дети очень строго и придирчиво себя оценивают.
Действительно, дочь поставила себе отметки ниже, чем учителя. :)
Объясняют педагоги эту методику тем, что ученик с самого начала должен научиться планировать своё образование, сам себя строить и развивать.
Обычная городская школа, а надо же, как здорово! :)

Аватара пользователя
Андрей Ноздреватых
Черный Пояс
Сообщения: 608
Зарегистрирован: 30 мар 2011, 12:03
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: ЗНАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

Сообщение Андрей Ноздреватых » 20 янв 2013, 12:26

Рок писал(а):Интересно придумали в школе, куда дочь ходит.
Текущих отметок почти не ставят до четвёртого класса. Зато раз в полугодие выставляют оценки не просто по предметам, но по отдельным частям предмета, а рядом с оценкой учителя ставит себе оценку ученик, притом зачастую ниже, чем учитель. Оказывается, дети очень строго и придирчиво себя оценивают. Действительно, дочь поставила себе отметки ниже, чем учителя. :)
Замечательная система!
Я бы, правда, пошёл ещё дальше – оставил бы только оценки учеников.
Нас с детства приучают к тому, что мы должны учитывать только то, как нас оценивает учитель, затем начальник. Собственно, учат тому, что не имеет совершенно никакого значения. И мы совершенно не умеем делать, пожалуй, самого главного – оценивать себя самостоятельно.
Жаль, что у нас невозможно ввести такую систему в школе.
Но что мне мешает ввести эту систему у себя в семье, чтобы дочь сама ставила себе оценки? И только этим оценкам и придавать значение?
Пойду разговаривать с дочерью и женой. Всё же они не министерство образования, договориться будет гораздо проще.
Спасибо за подсказку, Рок!

Аватара пользователя
Андрей Ноздреватых
Черный Пояс
Сообщения: 608
Зарегистрирован: 30 мар 2011, 12:03
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Как быть с детьми?

Сообщение Андрей Ноздреватых » 21 янв 2013, 18:30

"Марафонский список" имени П.
Никогда не понимал, не понимаю, и, думаю, так и умру, не поняв, как можно писать «сочинение по сочинению». Когда меня в школе вынуждали «размазывать» на три, пять, десять страниц сочинение на тему прочитанного, все слова, которые мне удавалось выдавить из себя, казались ужасающими, нелепыми, безобразными, отвратительными. Мне было стыдно за них. Я не понимал, зачем я должен переписывать своими словами то, что так замечательно написал автор. Меня призывали делиться своими мыслями по поводу прочитанного, а у меня их не было - мыслей не было. У меня были чувства. А ими я делиться никак не хотел.
В школе слова «Литература» и «Внеклассное чтение» почему-то никогда у меня не ассоциировались со словом Книга. Да, я понимал, что в списке «рекомендованной литературы» есть много очень хороших книг, но читать мне всегда хотелось только то, что хотелось читать именно мне, а не то, что «посоветовали» в школе.
И вот опять: «Минобрнауки РФ сформировало список из 100 книг для внеклассного чтения».
Список же вроде бы хороший, много замечательных книг. Но почему ж мне опять тошно?
И почему мне кажется, что Владимиру Высоцкому, Андрею Вознесенскому и Белле Ахмадуллиной «повезло больше», чем авторам из списка?

Ответить