Н.Ф. писал(а):Книга Като Ломб отнюдь не мусор. Но, тем не менее, никакого метода у нее нет - у нее есть несколько полезных - очень полезных! - советов, основанных на ее чрезвычайно богатом практическом опыте изучения языков. Эти советы никак не противоречат моему подходу. Впрочем, надо учесть, что Като Ломб обладала редкими, феноменальными способностями, а мой способ изучения языков - для всех. К тому же в ее времена не было технических возможностей, которые есть сейчас. Помните, как она читает в бомбоубежище русскую классику, не имея ни малейшего представления о произношении, и думает, что знает русский язык? Потом приходят советские войска, Като тут же вызывается быть переводчиком в комендатуре и не понимает ни одного слова из того, что ей говорят. Видя ее раскрытый рот, русские ГРОМКО (они даже кричат ей в ухо) и МНОГОКРАТНО повторяют свои слова. Дело в том, что они уверены, что ее непонимание вызвано некоторой глухотой - частое следствие подростковой дистрофии от хронического недоедания. Ее "учителя" дают ей возможность МНОГОКРАТНОГО ПРОСЛУШИВАНИЯ одной и той же фразы! Като повезло - ее могли просто уволить, но она смогла быстро усвоить понимание на слух и одновременно произношение - грамматика и лексика у нее уже были. Нам не нужно повторять этот путь - он нелогичен и совершенно ненужным образом труден. Мы извлекам урок из этого чрезвычайно поучительного случая: мы СЛУШАЕМ, АРТИКУЛИРУЕМ, а уже на этот прочный фундамент укладываем слова и грамматику...
Да, она и сама пишет, что она не является преподавателем, и ни в коей мере не претендует на эту роль. Потому о строгой методике говорить нельзя, лишь об очень успешном опыте, на основании которого и даются советы. И действительно в них много общего с тем, о чем пишете Вы, Николай Федорович.
И произношению она также уделяет немало внимания, просто, действительно, тех условий, что мы имеем сейчас, в ее время не было, потому и ничего подобного матрице в то время быть также не могло. Тем не менее она подчеркивает, что по возможности надо слушать оригинальный язык как можно больше, и лучше с многократными повторами.
Она, конечно, была талантом в своей сфере, но я все же не думаю, что ее способности были экстраординарными. В школе она ими, мягко говоря, не блистала. Мне думается, ее успех был прежде всего связан с ее огромным интересом к языкам . И я абсолютно с ней согласна в том, что интерес плюс затраченная на изучение языка энергия (и время), дают возможность практически любому овладеть иностранным языком, и возможно, не одним.
Цитирую:
“Вопрос третий: нужны ли особые способности, чтобы овладеть таким количеством языков?
Ответ: нет, не нужны. Думаю, что результат, эффективность всякой человеческой деятельности, за исключением искусства, зависят от степени интереса и количества энергии, затраченной на реализацию этого интереса. Люди, которые любят слово как таковое и которых занимает, при помощи каких словесных средств можно красиво и своеобразно передать чужие и выразить свои мысли, обязательно достигнут желаемого. Этот вывод я сделала, опираясь на свой действительно большой опыт работы с языками и общения с людьми, – опыт, накопленный почти за сорок лет.”
Абсолютно согласна!
И еще она обладала большой смелостью, иногда на грани наглости
И пример с русским языком это показывает. Мне еще очень нравится ее рассказ о том, как она стала преподавать язык:) Когда закончив университет (кажется, она была химиком?), она из-за экономического кризиса не могла найти работу, и потому решила заняться преподаванием языков. Решила, что лучше всего преподавать английский. То, что она его совершенно не знала, значения не имело...
Она училась сама и учила других.
Мне думается, главная ценность ее книги, конечно, вместе с практическими советами, это то, что она очень вдохновляет и вселяет уверенность в своих силах. В этом отношении ее и Ваша книга очень схожи
Разница в том, что читать книги она рекомендует с первого дня, а Вы – после освоения матрицы. А мне все же кажется (это лишь мое мнение), что хоть марафонское чтение и следует начинать после отработки всей матрицы, но начинать читать понемногу надо пораньше.
Поясню. Все же матрица дает весьма скромную лексику и тем более грамматику, и если не был знаком с языком раньше, подлинно марафонского чтения не получится. В течение 7-10 дней работы над диалогом усваиваешь ведь всего порядка 20-25 новых слов, и грамматики совсем чуть-чуть. Конечно, цель диалогов в другом, но, наверное, можно было бы это время активнее использовать и для лексики с грамматикой. И тут, конечно, чтение очень помогло бы. Мне так кажется. А Вы как думаете, Николай Федорович?