Изучение языка – это не простое заучивание слов

Модератор: Облако

Ответить
Аватара пользователя
Н.Ф.
Учитель
Сообщения: 2154
Зарегистрирован: 20 янв 2008, 20:11
Откуда: из деревни, что за речкой у монастыря

Изучение языка – это не простое заучивание слов

Сообщение Н.Ф. »

Изучение языка – это не простое заучивание слов

У нас многое делается «через задницу», неудивительно поэтому, что это происходит и в преподавании иностранных языков.


В средневековых учебных заведениях латынь в головы деревенских парней вбивали розгами – в буквальном смысле слова через их задницу! Знать же понимала что к чему и учила языки совершенно иначе: с выписанными из Франций да Германий гувернерами. Это было дорого, но чрезвычайно эффективно: юные аристократы с детства слышали иностранную речь и принимали ее как родной язык. В итоге многие к совершеннолетию свободно говорили на 3-4 языках.

В советские времена розги были отложены в сторону (урааа!), но обучение языкам почему-то происходило в своей основе по-прежнему – явно через ту самую легендарную пятую точку. Ммм-да… Шесть лет в школе – и я едва могла читать по-английски, а дубовость моего произношения резала слух даже мне самой. Конечно, сейчас вспоминаю как театр абсурда, но тогда, в пятом классе, нас учили писать английские слова русскими буквами и произносить звуки по аналогии с русскими: «Лямп – это лампа, первая гласная как «я» произносится», – вещала «училка». И все время «учили» слова. Кошмар, который я никогда не забуду! Никогда!

Чтобы вы почувствовали оздоровительный эффект силовых тренировок (теперь я говорю об изучении языка уже как тренер, поскольку я не только журналист, но и спортивный тренер) и чтобы у вас появились стойкие двигательные навыки, нужно повторить одно и то же движение тысячу раз. Для новичка это как раз минимум 2-3 месяца, именно за такой срок нарабатывается межмышечная координация: мозг научается эффективно анализировать сигналы и так же эффективно отдавать приказы на движение. Человек больше не раскачивается в разные стороны, не совершает грубых ошибок и лишних движений.

Так и с языком. Зазубривание? Не надо меня смешить! Это жалкие сто повторений слова в лучшем случае. Чтобы в мозгу развился, натренировался соответствующий языковой центр, нужны те же спортивные тысячи повторений. И не должно быть никаких языков-посредников типа русского, иначе у вас будет одновременно загружен языковой центр родного языка, который не дает сформироваться новому навыку, мешает вам погрузиться в новый язык.

Заучивание слов и выражений – это неэффективная работа с кратковременной памятью, и вся информация останется в вашей голове максимум на неделю. Хоть увешайте всю квартиру листовками-подсказками, но через неделю самоистязаний вы едва вспомните одно слово из ста. Ну а когда настанет время применить это слово в жизни, перед глазами всплывет образ холодильника (скоро надо опять размораживать!) с налеплеными на него цветными бумажками, а не связный текст.

Учить язык, зазубривая слова, правила и звуки – это все равно, что «тренироваться», глядя на картинку штанги в книжке.

Да и какое значение слова запоминать? В зависимости от контекста слова имеют 2, 3, 5, 10 и более значений. Некоторые слова могут иметь сотни значений. Сотни!

С тремя языками я проходила через заучивание слов. Не работает! Но каждый раз все равно как под гипнозом пробовала я зубрить слова – вот уж действительно сила наваждения, успешно вбитого нам в головы.

Мы беспомощно барахтаемся в расставленных для нас липких сетях подобных негодных представлений! И потому-то ошибочно считается, что взрослые не способны учить языки. Способны! Еще как способны! Я в 28 начала учить английский сама, и за полтора года он уже стал для меня вполне рабочим (а я ведь журналист!), и за второй, немецкий, я взялась в 32. Просто не нужно подменять понятия и использовать неэффективные и глупые методы типа заучивания слов. Ни с одним языком, который я учила, этот унылый номер не проходил, и все сводилось к бесконечной и скучной зубрежке слов, правил, исключений и филологических терминов, которыми, как известно, общаться невозможно. Пытка, пытка, пытка! Ржавые иголки под ногти! А ведь нужно делать не глупое и бесполезное это, а необходимо создавать языковой центр в своей голове. Созданием языкового центра вам придется заниматься самостоятельно – никто за вас эту работу не сделает. Все как с фитнесом: или сами в зале «пашете в поте лица», или остаетесь толстой. Никакой тренер вас не «похудеет», если будете лежать на диване и смотреть на фотографию штанги на стене.

Поэтому прекратите надеяться на карточки и не заинтересованных в вашем иностранном языке репетиторов, но физически работайте с матрицей и на ее основе дальше. Не зубрежкой слов и правил овладевают языком, как это пытаются нам преподнести, а частым «услышиванием» и громким проговариванием одних и тех же фраз и оборотов, которое становится возможным благодаря повторениям.

Наслушивая часами короткие диалоги по кругу, вы создаете многомерное поле узнавания языка и принятия его как родного. Как ребенок, который еще не умеет говорить, но уже подсознанием запоминает фонетику, фразы и грамматические конструкции, которые он слышит от родителей. В его мозгу развивается соответствующий языковой центр. И вот, вуаля, малышу три года, он не знает правил, не умеет читать, но лопочет связно и вполне по делу. Он разве зубрил слова, записывая их на карточки и безумно развешивая их по квартире? Нет! Он просто слышал одни и те же выражения, сопоставлял с контекстом и начинал их применять – сначала простые обороты, которые постепенно становятся сложнее и сложнее, когда он в 6-7 лет начинает читать все больше книг.

Наслушивание больших языковых объемов, а потом громкое начитывание конструкций – это путь к успеху. Я проходила его не единожды и каждый раз система работала. Сначала я до изнеможения слушаю, потом, порой до усталости языковых связок, громко читаю (так ставится произношение и не только произношение), а потом запоем читаю интересные мне книги, из которых уже и приходят слова в каких угодно количествах.

А если вспомнить русский? Русский у меня грамотный и многие тысячи и тысячи слов я знаю без карточек! Это не приобретенный зубрежкой навык, а естественный результат того, что я с детства очень много читала. В итоге и слова знаю, и интонация нужная, и точки с запятыми ставятся интуитивно где надо. Иностранный становится таким же близким и интуитивным, когда мы даем ему прорасти в нас. А это приходит именно через практику – через работу с матрицей.

Сначала ваш мозг будет противиться. Вы слушаете диалог, вам скучно и хочется зевать и заниматься чем-то «левым»: срочно помыть пол или приготовить пирог с капустой. Терпите. Это действуют низкие бесы искушения, посланные родным языком: мозг не любит утруждать себя, ему хочется покоя и минимальных энергозатрат.

Но постепенно вас затягивает круговое прослушивание. Вы начинаете вслушиваться в нюансы языка, хочется начать повторять – сначала подобно попугаю, передразнивать, а потом уже с интересом. Губы и горло как будто стремятся произнести новые звуки – это показатель, что ты готов к начитке диалога вслух, предварительно изучив текст. На наслушку первых 2-3 диалогов требуется больше времени – по 2 недели, на последующие – по 3-4 дня.

И в матрице таких диалогов должно быть 25-30, а потом еще два месяца вы будете начитывать все диалоги один за другим, по кругу. Могу подтвердить: сознание действительно пребывает в неком медитативном состоянии – покоя и сосредоточенности одновременно.

Как видите, это работа не на один месяц, а на 8-12 месяцев. Но как гласит восточная мудрость, что быстро рождается, то быстро умирает. Если у вас хватит терпения преодолеть первое сопротивление своей лени и привыкшего к русскому языку мозга, дальше процесс увлечет и пойдет как по маслу.

После матрицы, на этапе, когда вы начинаете читать книги, а после и насматривать большие объемы видео (без субтитров!), запоминание слов идет по нарастающей, лавинообразно. Все они будто впаиваются в мозг, вам уже не приходится ничего зубрить и судорожно «пихать» в себя. Язык изучается на каком-то совершенно новом, интуитивном, просветленном уровне.

Таковы законы физиологии мозга и овладения иностранным языком не через телесную точку, в которую вбивали мертвую латынь бурсакам, а через матрицу, которая есть высшая точка развития технологий изучения иностранного языка.

Ярослава Науменко с некоторым участием Николая Федоровича Замяткина

http://zamyatkin.com

Савелий Савченко
Практически член семьи
Сообщения: 178
Зарегистрирован: 04 ноя 2013, 09:57

Re: Изучение языка – это не простое заучивание слов

Сообщение Савелий Савченко »

Почитайте труды Тони Бьюэнза, все хорошо описано в 1970-1980 г.г.
Все подтверждается, все правильно. Только матричный путь! Самый короткий и правильный.

Ответить