Прошу совета "бывалых" родителей

Модератор: Андрей Ноздреватых

Правила форума
Форум создан для Родительской группы Андрея Ноздреватых
Болтушка
Весьма заинтересованное лицо
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 28 июл 2010, 18:05
Откуда: Украина
Контактная информация:

Прошу совета "бывалых" родителей

Сообщение Болтушка »

Всем небезразличным к проблеме "язык и дети" родителям здравствуйте! Разрешите присоединиться к группе? :D

Дело такое: мы со старшей дочкой - 10 лет (почти 11, 5-й класс школы) решились наконец на английский по матрице. Я сама свой английский выучила с матрицей около трех лет назад, в то время я тоже интересовалась возможностью занятий по матричному методу для детей, но тогда общее мнение на форуме было - 15-16 лет, не раньше, поэтому я эту затею отложила на несколько лет и просто помогала ребенку с "домашкой". А в конце прошлого года взялась за немецкий, стала чаще заглядывать на форум и обнаружила бесценный опыт Андрея, Елены и других родителей.
В общем, переговорили мы с ребенком (после некоторой подготовки, естественно) и ребенок вроде бы как загорелся идеей выучить язык один раз, но навсегда (чтобы в дальнейшем не зависеть от меня с "домашками" и быть лучше всех в классе (это ее мотивация - не моя :lol: ), ну и от меня кой-какие льготы-конфетки :lol: ). Я добыла из недр старого ноута свою старую добрую матричку и мы начали наслушивать. Мы только на первом диалоге, но вопросов у дочки в процессе уже возникало немеряно, ответы у меня до сих пор находились легко.

Но вот возник один вопрос, по поводу которого хотелось бы узнать мнение именно тех, у кого есть некоторый опыт. Три дня мы слушали вслепую. Вчера был первый день с глазами в текст. К концу второго часа наслушивания ребенок стал вовсю проситься начитывать. Я уговорила ее послушать с глазами в текст еще хотя бы один день (сегодня), а тогда уже посмотрим. Она согласилась, но после окончания прослушивания я услышала, что она начитывает диалог в своей комнате. Не идеально, но и не откровенно паршиво (в плане произношения - заметно получше, чем обычно читает школьные тексты).
Собственно вопрос - настаивать ли на прослушивании со слежением еще день (а по идее не меньше двух), или сегодня немного послушать и уже переходить к начитыванию? Если бы дело было со взрослым человеком, для меня ответ был бы очевиден - первые диалоги - минимум по три дня на наслушку с текстом и без текста, я свои первые три немецкие как положено прорабатывала по две недели на каждый, и необходимые минимумы соблюдала неукоснительно. Но с дочкой... боюсь навредить хрупкой детской мотивации (появление которой тоже стоило мне достаточно продолжительной кропотливой работы)...

Дополнительно. Мы занимаемся языком примерно по два часа. Три пока не получается - музыкальная школа с двумя инструментами в некоторые дни просто физически не оставляет времени. Вчера мы попробовали выйти на три, но на третьем часу ребенок уже выглядел выжатым как губка, поэтому я решила не превращать язык в экзекуцию и прекратила занятие (дочь вяленько сказала, что она не устала, но не настаивала на продолжении, зато потом сама читала). Т.к. часов меньше - я бы, конечно, количество дней увеличила.
Но, с другой стороны - этот диалог у нас легкий, с элементарной лексикой (на слух дочь не узнала только два слова) и грамматикой. Вот:
- Now the exercise - the drill. Listen.
The pear, the peach, the pineapple.
The apple, the orange, the apricot.
Repeat.
- The pear, the peach, the pineapple.
The apple, the orange, the apricot.
- The father, the mother. The uncle, the aunt.
- The father, the mother. The uncle, the aunt.
- Revision: Apple. Pear.
- The apple. The pear.
- Good. New word: End.
- The end.
- Good.
- Good.

Поэтому... не знаю, в общем, как будет правильнее. :lol: Вот и прошу совета. Заранее спасибо всем, кто может помочь. :)
Аватара пользователя
Н.Ф.
Учитель
Сообщения: 2070
Зарегистрирован: 20 янв 2008, 20:11
Откуда: из деревни, что за речкой у монастыря

Re: Прошу совета "бывалых" родителей

Сообщение Н.Ф. »

А где диалог? Вижу бессмысленный набор слов. Вы собираетесь заинтересовать ребенка этой кучей языкового мусора? Или ребенок слушает что-то другое?
Болтушка
Весьма заинтересованное лицо
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 28 июл 2010, 18:05
Откуда: Украина
Контактная информация:

Re: Прошу совета "бывалых" родителей

Сообщение Болтушка »

Диалог в звуке вот: http://dfiles.ru/files/d0i16govx.

Специально выбирала для первого диалога самый элементарный. Я так понимаю, перестаралась? Выбор, в принципе, есть, в этом же курсе порядка 50 пригодных для матрицы диалогов (всего их там около 170, но остальные были выброшены из-за наличия посторонних звуков, негативной эмоциональной окраски и т.д.). Николай Федорович, я правильно понимаю, что Ваше замечание относится к смысловому содержанию - погнавшись за простотой лексики и граматики я выбрала слишком скучный по содержанию диалог?
Аватара пользователя
Н.Ф.
Учитель
Сообщения: 2070
Зарегистрирован: 20 янв 2008, 20:11
Откуда: из деревни, что за речкой у монастыря

Re: Прошу совета "бывалых" родителей

Сообщение Н.Ф. »

Какой диалог? Где тут диалог?
Аватара пользователя
Андрей Ноздреватых
Черный Пояс
Сообщения: 593
Зарегистрирован: 30 мар 2011, 12:03
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Прошу совета "бывалых" родителей

Сообщение Андрей Ноздреватых »

Н.Ф. писал(а):Где тут диалог?
Это самый главный вопрос, краеугольный.
Диалог - это не просто чтение вслух на два голоса некоего набора слов.
Болтушка
Весьма заинтересованное лицо
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 28 июл 2010, 18:05
Откуда: Украина
Контактная информация:

Re: Прошу совета "бывалых" родителей

Сообщение Болтушка »

Поняла, спасибо. Действительно, диалога как такового нет :oops: . Кстати, да, ребенок вчера спрашивал, можно ли выбрать следующий самой (я согласилась). Спасибо еще раз, Николай Федорович и Андрей.
Вадим В.
Практически член семьи
Сообщения: 212
Зарегистрирован: 04 сен 2012, 16:54

Re: Прошу совета "бывалых" родителей

Сообщение Вадим В. »

По главному вопросу: Четыре дня прослушивания - это маловато. Даже для ребенка.

Есть известное явление среди тех, кто не очень опытен в матрице. Немного послушал, и кажется: "Все, я уже готов имитировать диктора". А на самом деле еще нет. Человек сразу повторяет целые фразы, с кажущейся легкостью, но это не приближает его к правильному произношению. Не могло ли так же произойти и в вашем случае? Вы говорите, что ребенок читает не идеально. Ребенок с музыкальным слухом... ну просто должен читать идеально. Ему это просто сам Бог велел! :)

Хорошая идея (как вам уже посоветовали) - заменить диалог. Можно также уменьшить количество часов в день, чтобы ребенок привык к нагрузке. Но пусть будет хотя бы 7-8 дней на прослушивание и 1-2 на начитку.
Это не догма, а просто мнение со стороны, опираясь на ваш рассказ.

Если вашей дочке скучно слушать со слежением по тексту (она уже успевает за диктором), то возможно, стоит наслушать оставшееся время вслепую? Слушать вслепую обычно проще, чем слушать со слежением. Потому что это время можно сочетать с прогулкой или катанием на лыжах. А слушание со слежением - особенно если учишь простой, европейский язык - очень быстро надоедает, да.
Аватара пользователя
Андрей Ноздреватых
Черный Пояс
Сообщения: 593
Зарегистрирован: 30 мар 2011, 12:03
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Прошу совета "бывалых" родителей

Сообщение Андрей Ноздреватых »

Вадим В. писал(а):А слушание со слежением - особенно если учишь простой, европейский язык - очень быстро надоедает, да.
Да, Вадим, слушание со слежением сложнее, чем слушание без текста. Но проблема не в простоте того или иного языка. Вообще, нет сложных или простых языков. Так же, как, например, на балалайке, у которой всего лишь три струны, не сложнее и не проще играть, чем на арфе, у которой может быть 48 струн.
Проблема надоедания возникает, когда смысл ничтожен или вовсе отсутствует. Попробуйте почитать хотя бы с часок вот этот диалог на русском (в нём очень много наиполезнейших слов, некоторые из них я, например, в своей жизни использую едва ли не каждый день и не по одному разу):

- Теперь упражнение. Слушай. Груша, персик, ананас. Яблоко, апельсин, абрикос. Повтори.
- Груша, персик, ананас. Яблоко, апельсин, абрикос.
- Отец, мать. Дядя, тётя.
- Отец, мать. Дядя, тётя.
- Исправь: яблоко. Груша.
- Яблоко. Груша.
- Хорошо. Новое слово: конец.
- Конец.
- Хорошо.
- Хорошо.


Если Вы рискнёте воспользоваться моим предложением, то сообщите, пожалуйста, на какой минуте Вам станет скучно.
Аватара пользователя
Андрей Ноздреватых
Черный Пояс
Сообщения: 593
Зарегистрирован: 30 мар 2011, 12:03
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Прошу совета "бывалых" родителей

Сообщение Андрей Ноздреватых »

Болтушка писал(а): Действительно, диалога как такового нет :oops: . Кстати, да, ребенок вчера спрашивал, можно ли выбрать следующий самой (я согласилась).
На первый взгляд, вроде бы великолепно звучит. Ребёнок сам выберет себе диалог. Ведь замечательно же, когда наши дети могут что-то себе сами выбрать.
Но если задуматься…
Опираясь на какие критерии, ребёнок будет делать выбор?
Интересно – не интересно?
Важный критерий. Но ведь мы с вами знаем, что он не может быть единственным.
Скажем, если бы мы с женой предоставили дочери возможность каждый день выбирать, что ей есть на завтрак, обед и ужин, боюсь, моя дочь ела бы только шоколад. Вкусно? Да. Я и сам шоколад очень люблю. Но я уже взрослый и понимаю последствия злоупотребления шоколадом.
Болтушка
Весьма заинтересованное лицо
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 28 июл 2010, 18:05
Откуда: Украина
Контактная информация:

Re: Прошу совета "бывалых" родителей

Сообщение Болтушка »

Вадим, Андрей, спасибо за отзывы.

Вадим, да, именно в этом и дело, я знаю эту "ложную готовность", я сама проходила матричный путь с английским и набила немало шишек. Потому-то и был вопрос, что может все-таки стоит еще послушать, хоть там и совсем все просто.

Андрей, я понимаю, что по сути диалог действительно представляет собой набор слов и его ценность в плане усвоения грамматических образцов и и интонаций в разных предложениях ничтожна. Да, понимаю уже сейчас, после того, как Н.Ф., что называется, ткнул носом. Перестаралась с выбором наиболее простого материала для первого диалога.(кстати, по поводу revision - я больше склоняюсь к значению "доработать" в плане "повторить с целью закрепления" - каким бы набором слов этот диалог-недиалог не был, он подразумевался как упражнение на уроке и в этом ключе смысл в нем все-таки есть. В очередной раз повторюсь - да, я согласна, что для полноценного матричного диалога текст слишком примитивен, и технически он - набор слов, и сегодня - я бы его в диалоги ребенку уже не выбрала, но с учетом контекста смысл в нем все-таки присутствует, хоть он и скучен)
По поводу того, что следующий выберет сама - она выберет его из нескольких подходящих по продолжительности и сложности - у меня есть запас, и настолько примитивных там больше нет (да, я понимаю, в этом плане мне теперь уже сложно верить :lol: ). Приведенный Вами пример мне понятен, правда.

Что делать с текущим - определимся с ребенком сегодня вечером как Бог на душу положит. О результатах отпишу.
Еще раз всем спасибо за участие.
Елена Форд
Практически член семьи
Сообщения: 91
Зарегистрирован: 13 дек 2013, 18:29

Re: Прошу совета "бывалых" родителей

Сообщение Елена Форд »

Болтушка писал(а): В общем, переговорили мы с ребенком (после некоторой подготовки, естественно) и ребенок вроде бы как загорелся идеей выучить язык один раз, но навсегда (чтобы в дальнейшем не зависеть от меня с "домашками" и быть лучше всех в классе (это ее мотивация - не моя :lol: ), ну и от меня кой-какие льготы-конфетки :lol: ).
Мне кажется, что у Вашей дочери пока нет сильной мотивации. Она хочет быть лучшей в классе, поэтому не может ждать 1-2 года. Ей нужен результат быстрее. Андрей писал, что они с дочкой первые диалоги сделали из учебника, по которому она учится, чтобы набрать необходимую для школы лексику. Почитайте ещё раз «Школьная правда…..», «С чего начать?» и «Как быть с детьми?». Там много интересного Андрей пишет о СОВМЕСТНЫХ занятиях с дочерью.

Опыт моей дочери Вам не пригодится. Если бы я ей в 11 лет сказала наслушивать неделю по 3 часа в день диалог, затем неделю наслушивать со слежением и ещё неделю наговаривать, то она это сделала бы не задумываясь и не споря со мной по двум причинам: 1. у неё было и есть очень сильное желание ЗНАТЬ язык (говорить без акцента и легко понимать иностранную речь и книги) и 2. она безоговорочно верила мне во всём, что касается учёбы (когда я объясняла, как надо выполнять гимнастический элемент, то она всегда мои слова ставила под сомнение, и мне приходилось ей доказывать, показывая видео звёзд гимнастики)
Аватара пользователя
Андрей Ноздреватых
Черный Пояс
Сообщения: 593
Зарегистрирован: 30 мар 2011, 12:03
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Прошу совета "бывалых" родителей

Сообщение Андрей Ноздреватых »

Мотивация...
Синьора очень непростая.
Иногда она одна, иногда - другая.
Иногда меняется в процессе работы.
Моя дочь попросила меня заниматься английским, чтобы, скажем так, получать пятёрки. Дочь мне сразу не сказала о своей мотивации, хотя я, конечно, догадывался. Потом дочь призналась о своей первоначальной цели. Но в процессе занятий её мотивация поменялась: вместо "хочу пятёрки" стало "хочу знать язык".
А что же я? Если бы меня дочь не попросила заниматься английским, думаю, я до сих пор бы преспокойно и комфортно пребывал в итальянском марафоне, покачиваясь на волнах удовольствия от прочитанных книг и просмотренных фильмов.
Тогда моей целью было помочь дочери. Теперь мотивация иная - я хочу выучить язык. Я знаю, что если дочь решит по каким-либо причинам прекратить наши совместные занятия английским, я всё равно продолжу. Уже в одиночку.
Аватара пользователя
А.М.
Черный Пояс
Сообщения: 905
Зарегистрирован: 25 май 2011, 10:40

Re: Прошу совета "бывалых" родителей

Сообщение А.М. »

Андрей Ноздреватых писал(а):Мотивация...
Синьора очень непростая.
Иногда она одна, иногда - другая.
Иногда меняется в процессе работы.
Вот-вот... Тем и "коварен" матричный метод.
Сначала вроде начинаешь заниматься с мыслью "хочу пятерки и конфетки", потом не замечаешь как она, эта мысль, превращается в "хочу знать язык", потом язык становится хобби, а потом чуть ли не стрррастью..
Ведь так приятно пребывать
Андрей Ноздреватых писал(а):покачиваясь на волнах удовольствия от прочитанных книг и просмотренных фильмов.
Елена Форд
Практически член семьи
Сообщения: 91
Зарегистрирован: 13 дек 2013, 18:29

Re: Прошу совета "бывалых" родителей

Сообщение Елена Форд »

Болтушка, извините, я вчера невнимательно прочитала Ваше сообщение.
Болтушка писал(а): боюсь навредить хрупкой детской мотивации (появление которой тоже стоило мне достаточно продолжительной кропотливой работы)...
Тем более, я бы сделала, как Андрей – нарезала бы первые 8-10 диалогов из учебника. Ваша дочь получила бы и лексику, и грамматику (обычно в текстах отрабатывается введённая на уроке грамматика), необходимую для уроков и выполнения домашних заданий. Она быстро увидит результат своей работы.
По поводу времени:
Андрей Ноздреватых писал(а): Составили жёсткое расписание. По будням на работу с матрицей (прослушивание вслепую, прослушивание с глазами в текст) обязательны два 20-минутных интервала. Один днём (обед в наушниках), один вечером, перед сном. Есть, правда, день, когда ребёнок занят с 8 утра до 6 вечера, возвращается домой, ужинает, затем уроки, небольшой отдых и 20 минут на слушание диалога. В субботу (учебную) и в воскресенье на матричные занятия отводим по одному часу, разбивая его на 20-минутные интервалы.
Жаль, что мне в своё время не хватило ума и мудрости поступить также.
Болтушка
Весьма заинтересованное лицо
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 28 июл 2010, 18:05
Откуда: Украина
Контактная информация:

Re: Прошу совета "бывалых" родителей

Сообщение Болтушка »

Еще раз всем здравствуйте и прошу прощения за долгое отсутствие! Спасибо за все ответы. Рассказываю, что у нас получилось.

Тот злополучный "дрилл" мы тогда за два дня начитали. После него примерно за три месяца прошли еще пять диалогов - нормальных :lol: .
Результаты следующие: ребенок сам делает почти все домашки, я только проверяю (ну и когда совсем откровенная мура - делаю сама, чтобы ребенка не мучить), и, что намного важнее - она научилась читать незнакомые слова. Легко, почти всегда правильно. Самым первым откровением для меня было ее "delicious".
Ну и, естественно, произношение улучшилось радикально - но это было единственное, чего я ожидала за такое короткое время. Да, еще стала на слух выхватывать из незнакомой речи не отдельные слова, а словосочетания.
Сейчас у нас перерыв. Дочь пока удовлетворилась своими успехами в школе :lol: . Я не настаиваю на продолжении занятий, захочет - вернется (говорит, что вернется).

Да, по поводу школьного учебника и аудиоматериалов к нему. Учебник - Карпюк, 5-й класс, обычная школа (английский со 2-го). Кто сталкивался - знают - там аудио начитано не носителями, иногда попадаются даже классические "з" на месте "th" (о посторонних звуках в каждом диалоге я вообще умолчу). Поэтому вариант использования этих материалов мне пришлось отбросить сразу.

Спасибо всем, кто отвечал. Николай Федорович, еще раз спасибо за метод. Пусть наш маленький скромный опыт будет одним из тысяч подтверждений того, что когда путь правильный - все работает, даже если делались ошибки.
Ответить