Кондор, вам уже дали замечательные советы, под которыми я тоже подписываюсь ... но мне хочется задать и свой вопрос вам: а какой
навык мы развиваем на этапе марафонского чтения?
Мне пришло в голову поговорить об этом, когда я прочёл следующие строки в вашем посте:
Кондор писал(а):А именно - написано - читать для собственного удовлетворения - тут с удовольствием у меня конечно туговастенько в связи с отсутствием понимания прочитанного ..
Кондор писал(а):Также - пытаться понять прочитанное или просто читать чтобы достичь скорости в 100 страниц И не заморачиваться ??
Кстати, с удовольствием бывает "туговастенько", если книги подобраны с нарушением правил. Ведь главное правило - книга должна вызывать у вас
жгучий интерес. Вот вы пишите, что взяли книгу по сюжету знакомого вам фильма - а зачем? Неужели вы надеетесь обмануть свой мозг и всерьёз полагаете, что он увлечётся уже знакомым ему сюжетом? Вряд ли. Скорее всего, вы заботились о собственном комфорте, надеялись на какое-то "чудо-понимание", которое обнаружится само по себе, поскольку фильм-то вы видели. Но в результате держите в руках неинтересную книгу, и заставляете мозг выполнять бессмысленную с его точки зрения работу - разбираться, какими именно словами описан уже известный ему сюжет. Допустим, что вам удалось бы узнать значения всех слов в этой книге (неважно, каким образом) - а что нового по большому счёту, какой новый смысл окрылся бы вам? Да никакого, ведь этот смысл (сюжет) вы и так уже знаете - по фильму. Вот ваш мозг и саботирует вашу работу, ведь по сути то, что вы делаете - даже не чтение вовсе, а изучение списка слов, тематически подобранных по сюжету просмотренного фильма. Мозгу-то интересно (и доставляет удовольствие) не изучение каких-то списков, а решение новых для него задач. Например, чтение новой для вас книги вызывающего ваши симпатии автора.
Возьмём конкретный пример: допустим, что когда-то вам понравился (в переводе на русский) роман А.Хейли "Аэропорт". У вас осталось сильное положительное впечатление. Но не стоит теперь перечитывать его же в оригинале. Возьмите другие романы Хейли (Отель, Колёса...) Предвкушение такого же удовольствия, что и от чтения "Аэропорта" заставит вас забыть о непонятных пока местах.
Кроме того, ваш интерес к читаемому произведению следует не только поддерживать, но и усиливать. Проявите изобретательность, придумайте, например, что вы заперты в одном из номеров отеля и освободиться сможете, только если из сюжета "Отеля" вам удастся понять, как выбраться, как найти ключ... Вот такой интерес, подогреваемый даже искусственно, и поможет вам извлечь максимум из чтения на марафоне. В том числе и сформировать тот
навык, о котором я задавал свой вопрос выше. Вот что об этом навыке пишет Н.Ф. в Книге (цитирую по 3-му изданию):
Н.Ф. писал(а):... не забывайте, что во многом аналитические процессы в вашей голове являются подсознательными. Не удивляйтесь поэтому, если, увидев какое-то второстепенное слово тридцать раз в различных контекстах, вы вдруг просто поймете его значение без каких-либо сознательных усилий к этому с вашей стороны. Подсознательный анализ никогда не прекращается – даже во сне (кстати, многие, серьезно изучающие иностранный язык, достаточно скоро начинают видеть сны на этом языке – признак того, что вы находитесь на правильном пути). Главное – это запустить вашу подсознательную – да и сознательную тоже не отключайте! – аналитическую «программу». На это как раз и направлены многие из моих советов и рекомендаций.